Инновации в техническом и профессиональном образовании

Одной из главных задач, определенных стратегией «Казахстан - 2050» и стоящих перед системой образования и наукой республики, является воспитание культурной и образованной молодежи, которой предстоит продолжить преобразования в стране и вести созидательную работу для процветания всего казахстанского общества.

Автор: Абдулина Райфа Рашитовна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Одной из главных задач, определенных стратегией «Казахстан - 2050» и стоящих перед системой образования и наукой республики, является воспитание культурной и образованной молодежи, которой предстоит продолжить преобразования в стране и вести созидательную работу для процветания всего казахстанского общества. В Законе «Об образовании» Республики Казахстан в качестве основной задачи системы образования отмечается «внедрение и эффективное использование новых технологий обучения. В том числе кредитной, дистанционной, информационно-коммуникационных, способствующих быстрой адаптации профессионального образования к меняющимся потребностям общества и рынка труда». Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Важной задачей, стоящей перед преподавателями всех учебных заведений нашей страны, является внедрение инновационных технологий в учебный процесс. Понятие «инновации в образовании» рассматривается как обновление и нововведение, что значит все новое, что создается для системы образования, применяется для повышения эффективности результатов обучения. Для этого требуются новые подходы в обучении современного подрастающего поколения. Педагогическая наука ищет пути достижения высокого и стабильного результата в педагогическом процессе профессионального образования. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, профессиональная педагогика стремится создавать всё новые и новые подходы, методы и формы. Инновационные технологии в профессиональном образовании подразумевают внедрение новых методов организации профессионального образования различных уровней и способствуют повышению качества обучения. Инновации в деятельности системы профессионального образования – это совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения результата в виде услуг образования. В настоящее время в профессиональном образовании применяют самые различные педагогические инновации - эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности и стремления педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. Применяют самые различные педагогические инновации: 1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. Информатизация обучения привлекательна для обучающегося тем, что снимается психологическое напряжение общения путем перехода от субъективных отношений “обучающийся-преподаватель” к наиболее объективным отношениям “обучающийся-компьютер-преподаватель”. 2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании дисциплины. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы учреждений начального и среднего профессионального образования личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития. Проявляется в освоении обучающимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования обучающихся. Применение такой инновационной технологии позволяет объективно проследить развитие во времени каждого обучающегося в отдельности, группы, колледжа в целом. 4. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого обучающегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. 5. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса. Здесь могут применяться известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, электронного учебника, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, групповые, дифференцированные способы обучения. 6. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс колледжа. Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области. Существует устойчивое мнение, что инновационный урок сформировался на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, но главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования. Во-первых, увеличился объем новой информации. Какую часть этого объема предлагать обучающимся; где и как им выбирать необходимую информацию? Эти вопросы сформировали задачу – обучить умению искать нужную информацию, определять, с какой целью она применяется и распространяется. Во-вторых, изменились условия организации обучения: образовательные программы, планы, и учебники; оснащение кабинетов техническими средствами. В-третьих, изменились требования к профессиональной компетенции преподавателя, подходы к обучению. Изменение содержания образования, применение новых педагогических технологий и других инноваций требуют от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям. Современный педагог должен уметь ориентироваться в потоке новых учебных средств, оценивать их по новым, соответствующим этим средствам, критериям, отбирать из предлагаемых продуктов необходимое и самое главное, овладеть новой методикой. Только на этой основе, возможно, включать инновационные средства обучения в учебный процесс, систематически использовать их наряду с традиционными средствами обучения. Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени. Преподаватель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Выделяют следующие виды инновационных уроков: 1. Исследовательский урок – это форма обучения на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. В основе такого урока – организация практического исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения. Цель деятельности обучающихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата. Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную активность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументировано. 2. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микро группах; по вариантам; зачет в парах. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если преподавателем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология их обсуждения в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем в коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с обучающимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. 3. Уроки дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития учащегося и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого обучающегося. Самый распространенный тип таких уроков – урок, предполагающий работу обучающихся в малых группах с несколькими уровнями знаний. Условия реализации таких уроков: определение уровня знаний обучающихся и их способностей к обучению, выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления, определение способов учения для каждого обучающегося, установление регламента для выполнения заданий. 4. Проблемные уроки – форма организации обучения на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед обучающимися ставится или вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности обучающихся на основе выявления и сочетания трудности учебного материала и учебной задачи. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Искусство педагога заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые учащиеся должны открыть для себя сами. 5. Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию и находить решения. Обязанность преподавателя – подготовить всех обучающихся к посильной познавательной деятельности. Каждый учащийся, принимая участие в проектировании, находит себе дело с учетом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей. 5. Урок - Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы. Технология коллективного обучения находит применение при проведении занятий в форме семинаров, бесед, дискуссий, диалогов, в результате которых находится решение поставленной перед учащимся проблемной ситуации. Привитие интереса к изучаемому предмету, активизация творческой деятельности учащихся, формирование у них умений самостоятельной познавательной деятельности достигается при проведении занятий в нетрадиционной форме – урока – КВН, урока – конкурса, бинарного урока. Бинарная форма обучения существенно отличается от других видов обучения, от традиционных теоретических и производственных уроков. При ней обеспечивается целостная связь теории с практикой и объединяются темы опорных знаний нескольких специальных дисциплин, имеющих технологический характер. Существенное преимущество этих технологий в том, что они предоставляют новые возможности. Если при традиционном контроле информацией уровнем подготовки обучающихся владел только преподаватель, то при использовании новых компьютерных методов сбора и анализа информации, она оказывается доступной и обучающимся. Это позволяет им осознанно принимать решения, делать учащихся и преподавателей соратниками в важном деле, в результатах которого они равно заинтересованы. Проведение уроков с использованием видеоматериала, компьютерных презентаций – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Инновационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Основная задача среднего профессионального образования – подготовка обучающихся к предстоящей трудовой деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, с другой – формирование профессиональных умений. Таким образом, применение инновационных технологий в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества обучения. Инновационные технологии в профессиональном образовании повышают эффективность обучения и воспитания личности и направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, получивших фундаментальные и прикладные знания. Сегодня профессиональное образование выходит на более высокий технологический уровень, так как появляется потребность в поиске новых технологий обучения и процесса подготовки будущих специалистов различного профиля и направления.