Современные инновации в преподавании специальных дисциплин

Преподаватели колледжа в новых условиях становятся творческими и обладающими современными методами и технологиями образования. Педагоги самостоятельно конструируют педагогический процесс в условиях конкретной практической деятельности

Автор: Коваленко Лидия Ивановна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Президентом Республики Казахстан утверждена «Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы», в реализации которой определены основные цели. Основная цель «Государственной программы»: повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики. В «Государственной программе» говорится «Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии политики». Для достижения заданных целей в образовании преподаватели специальных дисциплин применяют современные инновации в учебном процессе. Т.е. проводят методическую работу и переходят на новые методы и способы обучения. Преподаватели колледжа в новых условиях становятся творческими и обладающими современными методами и технологиями образования. Педагоги самостоятельно конструируют педагогический процесс в условиях конкретной практической деятельности и умеют прогнозировать результат своей педагогической деятельности. Перед преподавателями специальных дисциплин стоит задача сделать свои предметы интересными для студентов, привить интерес к знаниям, помочь обучаемым раскрыть свои возможности, активизировать их познавательную деятельность, выпустить специалистов многосторонне развитыми. Новые инновационные технологии, внедряемые в образовании обучающихся колледжа, способствуют подъему преподавателя на максимально новый уровень. Традиционный учебный процесс дает только теоретические знания, а как без них? Но ведь и каждый обучающийся воспринимает лекции с разной скоростью и разной степенью мышления. Также, не всегда эти знания можно применить на практике современного предприятия, поэтому преподаватели колледжа с большим энтузиазмом воспринимают современные инновационные технологии в преподавании специальных дисциплин. Тем самым делая процесс обучения более емким, интересным, насыщенным. Колледж широко внедряет в образовательный процесс организационные, дидактические, технические, технологические инновации, тем самым увеличивает объем и темп усвояемых знаний студентами, а также качество выпускаемых специалистов. На сегодняшний день в колледже используются разные формы и технологии инновационного обучения, такие как: дуальные, модульные, кредитные технологии. Дуальное обучение комбинирует сочетание обучения в учебном заведении и обучение на производстве. Дуальное обучение предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучающихся. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в колледже студенты ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт. Такая форма подготовки работников мотивирует студентов, так как качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все расходы, связанные с ним, тем самым руководители предприятий заинтересованы в получении хорошего специалиста. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение. В колледже дуальное обучение приобрело реальные практические контуры и продолжается работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования, такими как: ресторан «Empire City», «Ассорти», «Айса», «Садре», «Ясар» и кафе «Ласточка». Дуальное обучение для студентов — это гарантия будущего, т. к. в момент обучения проверяется качество полученных знаний, закрепляется теоретический материал, формируются практические навыки и умения, что очень важно в контексте требований компетентностной модели подготовки специалистов. Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Интегрированный урок позволяет решить целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционного урока. Он приближает процесс обучения к жизни. Интегрированный урок в силу своей сложности требует большего времени на подготовку, это урок, на котором нужно искать связь между предметами. Например, в колледже «Химия» и «Технология приготовления пищи», «Технология приготовления пищи» и «Товароведение прод. товаров». На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по- новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке формируются умения переносить знания из одной отрасли в другую. Благодаря этому достигается полное восприятие будущей профессии. Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Информация, которая доводится до студента, разбивается на блоки, которые представляют собой целостный набор умений, знаний, отношений и компетенций в виде набора разделов из разных дисциплин, объединенных по тематическому признаку. С 2016 года, в рамках эксперимента, в колледже внедряется обучение по модульной программе в группах первого курса. В преподавании в средне-специальных заведениях используются различные виды инновационных технологий. Виды инновационных технологий в преподавании Метод кейс-стади Дискуссия Интернет-технологии Выездные занятия Тестирование Коллоквиум Деловая игра Рейтинговый контроль знаний 1. Метод кейс-стади интерактивный режим, дает возможность студентам проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями преподавателя, других студентов. Этот режим создает благодатную почву в сознании обучающихся для восприятия различных информационных потоков. Важнейшим плюсом данной инновационной технологии в преподавании является то, что этот подход направлен за пределы учебного пространства, т. к. он выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию. 2. Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем, мнения очень часто бывают противоположными. Проведение дискуссии по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов и рефератов. При подготовке к дискуссии используются различная литература, периодическая печать, электронные библиотеки, видеоролики. Существенным плюсом дискуссии как инновационной технологии преподавания является то, что общение с преподавателем побуждает студентов искать различные способы и методы для выражения своей мысли и аргументированность данного вопроса. Так же использование этого метода повышает восприимчивость студентов к новой информации и к принятию и осмыслению новой точки зрения. 3. Интернет технологии: электронная почта, мессенджеры (программы по обмену мгновенных сообщений Viber, WhatsApp, Skype, Facebook и др.). Использование интернет-технологий в образовании очень актуально. Это значительно ускоряет обмен информацией между педагогом и студентом. Общение преподавателя и студента базируется на создании электронных сообщений. Сообщения могут содержать конспекты лекций, блок-схемы, тексты докладов, задания для контрольных работ и практических занятий, тестовые задания. Особую актуальность использование интернет-технологий приобретает в процессе заочного обучения студентов. 4. Выездные занятия – интерактивная форма коллективного обучения в режиме погружения в профессиональную среду. Студенты получают возможность упорядочить знания, развить практические навыки групповой работы, обменяться опытом и установить деловые связи. Выездные занятия проводятся в форме экскурсии на выставках, предприятиях. По результатам экскурсий студенты готовят доклады, эссе, устраиваются дискуссии. Преподаватели колледжа проводят лекционные и практические занятия непосредственно на производстве. Колледж имеет договора с ресторанами «Айса», «Ассорти», «Садре», «Имперский город», «Ясар», «Ласточка», где преподаватели и опытные специалисты проводят ресто-туры. 5. В современной педагогике в рамках методики преподавания широкое распространение получил метод тестирования. Он позволяет за короткий период времени проверить уровень знаний студентов. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и вариантов ответа. Тестирование студентов организуется как во время лекционных, так и во время семинарских занятий, и как подведение итогов за прошедшую тему, курс. Тестирование как инновационная технология преподавания в учебных заведениях используется давно, но в последние десятилетия получила более широкое распространение. 6. В современном образовании широкое распространение получил коллоквиум, как один из методов проверки и закрепления знаний студентов. Его положительной особенностью является то, что он охватывает всевозможные вопросы и темы из изучаемого курса, не включенные в темы практических и семинарских учебных занятий. Коллоквиум – форма проверки и оценивания знаний обучающихся в системе образования, в ходе которых преподаватель контролирует усвоение знаний студентами. Очень часто коллоквиумы становятся разновидностью учебных занятий, где обсуждаются различные работы студентов, их учебные проекты и написанные рефераты. 7. «Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости». (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989). Деловая игра, как интерактивный режим широко используется преподавателями организаций ТиПО, как поиск управленческих решений в стандартных и нестандартных ситуация на производстве. При проведении деловой игры решаются производственные задачи, и в тот же момент преподаватель проводит обучение студентов и направляет в нужное русло для решения. 8. Рейтинговый контроль знаний. Под рейтинговым контролем обычно подразумевается накопленная оценка знаний по одному предмету или по циклу дисциплин за определенный промежуток времени. В колледже используется один из методов рейтинговой оценки знаний студентов в системе on- line. При подготовке студентов к проведению итогового тестирования в системе on- line составляется график отработки тестовых заданий по каждому преподавателю, результаты отработок вносятся в индивидуальный журнал каждым преподавателем. Студенты вначале отрабатывают тестовые задания по отдельной дисциплине, а затем сдают общую базу тестов по трем дисциплинам. Основной задачей ТиПО является подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности, руководителя среднего звена в том числе. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, с другой – формирование профессиональных умений. Специалист должен уметь планировать свою работу, принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, производить расчеты, контролировать ход и результаты своего труда. Суть инновационных технологий, направленных на формирование умений как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы способами деятельности. В связи с этим система образования должна нацеливаться на формирование нового типа специалиста, который умел бы самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать необходимую информацию и эффективно использовать ее в нужный момент.