Пути формирования навыков широкого спектра младших школьников через развитие внутренней мотивации

Формирование мотивации учения центральная проблема современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов и активно

Авторы: Плетюхина Юлия Валерьевна, Евсюкова Татьяна Анатольевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №4 (6)

Фрагмент для ознакомления

Происходящие изменения в сфере коммуникаций, технологий и науки в значительной мере повлияли на социально-экономическое развитие мирового сообщества, и предъявили современные требования к уровню знаний и навыков, необходимых для успешной жизни. Образование - это одна из приоритетных стратегий, которая обеспечивает позитивное взаимодействие стран в условиях глобализации. В настоящее время широко признано центральное значение образования для экономического роста и благосостояния граждан. Системы среднего образования стран всего мира задаются такими вопросами, как «Что необходимо изучать детям, чтобы быть успешными в ХХІ веке?» и «Каков наиболее эффективный способ обучения этому?» В Казахстане в течение уже достаточно длительного времени целенаправленно ведется работа по развитию системы среднего образования в соответствии с глобальными вызовами. С 2016 года началось щирокомасштабное внедрение обновленных образовательных программ в систему среднего образования республики. Ключевые цели и ценности образования, которые сформулированы в Государственном стандарте общего среднего образования Республики Казахстан призваны повысить общий уровень образованности выпускников школ, сформировать навыки, необходимые для реализации инноваций и лидерства, развить национальную идентичность. Становление осознанной мотивации подрастающего поколения по достижению поставленных целей является одним из необходимых условий выполнения требований Государственного стандарта. Учебная мотивация учащихся затрагивает внешние и внутренние факторы. Подходы к содействию внешней мотивации опираются на использование обратной связи (похвалы или упрека) для обеспечения положительного подкрепления желательных моделей поведения и отрицательного подкрепления нежелательных. Однако внутренняя мотивация рассматривается как более доброжелательная и успешная и служит основой для осознанного овладения знаниями [1]. Под мотивами учебной деятельности понимают все факторы проявления активности: потребность, цель, установка, чувство долга. Формирование мотивации учения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов и активной жизненной позиции. Педагоги знают, что нельзя успешно учить, если отношение к учению и знаниям равнодушное, без осознания потребности. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Многочисленные психологические исследования (П. Я. Гальперин и П. Голу, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся. Если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, то складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению [2]. Важную роль в решении проблемы сыграли взгляды зарубежных исследователей (Дж. Аткинсон, К. Левин, Д. Макклеланд, А. Маслоу, Г. Олпорт, X. Хекхаузен), разработавших теории мотивации и расширивших представления об отдельных видах мотивов. Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных познавательных мотивов школьника, самоуважения в деятельности. Внешняя мотивация, искусственно поддерживается внешними подкреплениями и основана на желании достичь внешних результатов ради вознаграждения или избежание наказания. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя. Наблюдая за детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно заметить, что уже на этом этапе у многих отсутствует желание учиться. Отвечая на вопрос: «Зачем ты идешь в школу?», большинство называет в качестве стимула получение «пятерок», похвалы взрослых, материального поощрения. И только некоторые выдвигают в качестве аргумента желание узнать что-то новое, научиться выполнять эксперименты, овладеть практическими навыками. Из 100 дошкольников, участвующих в опросе, только 18 из них продемонстрировали внутренние мотивы. При поступлении в школу большую роль в становлении внутренней мотивации играет учитель. Разрабатывая интересные уроки, организуя коммуникативную деятельность, реализуя разнообразное содержания уроков через различные подходы активного обучения, вовлекая учеников в экспериментирование новыми методами преподавания и учения, учитель создает позитивную учебную среду, улучшающую обратную связь и формирующую осознанные мотивы. Зачастую, имея равные способности, примерно одинаковый уровень сформированности мыслительных навыков и общеучебных умений, учащиеся демонстрируют диаметрально противоположные успехи в обучении. В таких случаях мы вынуждены констатировать, что у ребенка не сформирована потребность в знаниях, нет интереса к учению, отсутствует мотивация. На начальном этапе такой ребенок еще готов учиться, но не ради получения знаний, а ради похвалы, награды, денег, каких-то привилегий. Такие подходы к мотивации значительно снижают внутреннюю потребность в обучении. В идеале необходимо установить высокие ожидания и использовать похвалу для укрепления чувства учащегося в собственной компетентности. Следует подчеркнуть внутренние мотивы, например, собственные интересы, симпатии в теме, достижение личных целей. Невозможно заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, необходимоиспользовать предыдущий опыт учащихся. Без учета этого, знания будут поверхностными, а не глубокими. Такая незначительная проблема будет препятствовать применению знаний, критическому мышлению и рефлексии, что очень важно для учащихся и их успешности в современном мире. Для осознанного понимания программы, учащиеся должны активно вовлекаться в учебный процесс, а не пассивно потреблять информацию. Важно, чтобы учащиеся имели возможность участвовать в действиях, которые позволяют им работать и обрабатывать полученные знания, отобранную информацию и развивать свои навыки. Одним из приемов работы по формированию внутренней мотивации является создание ситуации для коммуникации путем создания постеров. Постеры представляют собой ценный материал для развития речи учащихся, использование постеров на уроке способствует достижению целей обучения не только на языковых дисциплинах, но и на других предметах начальной школы. На уроках постеры используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, дополнительной информации для уточнения, расширения знаний учащихся, как материал для организации тренировочных упражнений, материалом для обобщения, иллюстрации, средством стимуляции. Постеры активизируют познавательную, мыслительную деятельность, развивают образную речь, мотивируют ученика. Формирование целостного понимания окружающего мира и его закономерностей строится на уже имеющихся представлениях. Работая с постером, учащиеся постепенно приходят к пониманию того, что знания, полученные на одном предмете нужно использовать при изучении другого, при этом понятия не просто дублируются, а углубляются и расширяются. На уроках в начальной школе постеры используются как для достижения основной учебной цели урока, так и для формирования осознанной потребности в новых знаниях. Задействуя мышление высокого порядка, ребенок чувствует себя успешным, так как становятся востребованными уже имеющийся багаж знаний, кругозор, навыки и имеется возможность их расширения в процессе взаимодействия и активной деятельности. В качестве заданий при работе над созданием и по содержанию постера можно предложить:  Составить словосочетания и предложения, сформулировать вопросы, стимулирующие развитие мышления высокого и низкого порядка.  Выразить чувства и впечатления от созданного или увиденного сюжета.  Оценить цвета, расположения нарисованных предметов, соответствия содержания завоженной теме. Работая с постером, важно, чтобы ученики вспоминали и применяли знания, полученные в предыдущих классах и по другим предметам. Это поможет учащимся консолидировать их прогресс и осуществить межпредметные связи с ранее изученными предметами. Одной из тактик является введение «Сквозных тем», которое позволяет строить работу, используя один лексический материал и рассматривать одно и то же содержание с разных сторон. Так, например, работа с постером в 1 классе в контексте сквозной темы «Мир вокруг нас» может строится следующим образом. Постер «Времена года» Предмет: «Познание мира» Учебная цель: 1. 2. 2. 1 определять влияние погоды на жизнь и деятельность людей. Прием: «Создание постера», «Защита постера» В начале урока учащимся предоставляется возможность актуализировать запас знаний и оформить свои мысли в виде плаката. Затем каждая группа представляет полученный постер классу, выслушивает выступления других групп и дополняет его новой информацией. Предмет: «Математика» Учебная цель: 1. 1. 1. 4 считать, десятками до 100, записывать, сравнивать. Прием: «Устный счет», «Составление задач» Учащимся предлагается выписать все числа, которые встретились на постере и разделить их на группы по любому признаку, объяснить свой выбор. Выбрать самый большой и самый маленький круглый десяток, отметить на числовой прямой, сравнить. Используя изображения составить задачу на сравнение (например, снежинки и дождинки, облака летом и осенью и так далее). Предмет: «Обучение грамоте» Учебная цель: 1. 1. 6. 1 использовать в речи слова-описания/ сравнения, невербальные средства общения (мимика, жесты д.), соблюдать интонацию для передачи смысла высказывания. 1. 2. 5. 1 формулировать вопросы к иллюстрациям. 1. 3. 8. 1 писать элементы букв. Прием: «Определи истину и ложь», «Блиц – свидание», «Добавь детали». Предлагается составить истинные и ложные высказывания и озвучить их. Другие группы оценивают их истинность. При проведении блиц - свиданий дети садятся так, чтобы один смотрел на доску, а второй – в противоположную сторону. У первого участника есть всего 30 секунд, чтобы объяснить значение любого слова с постера, второй должен отгадать. При добавлении деталей, ученики должны разглядеть встреченные элементы букв и продолжить их написание. Предмет «Естествознание» Учебная цель: 1. 2. 3. 3 определять потребности человека, необходимые для его роста и развития Прием: «Живые фотографии» Желательно, чтобы предмет «Естествознание» стал последним этапом работы над постером. Детям предлагается вырезать изображение людей, наклеить в середину листа и предложить свои варианты этой же фотографии с другими условиями. Таким же образом можно построить работу с постером в 1 классе в контексте сквозной темы «Моя семья и друзья». На каждом предмете помимо целей по формированию коммуникативных навыков, повышению внутренней мотивации, реализуются и учебные цели. Постер «Семья» Предмет: «Познание мира». Учебная цель: 1. 1. 1. 2 определять свое место в системе родственных связей относительно других членов семьи. Предмет: «Естествознание». Учебная цель: 1. 2. 3. 1 называть основные части тела человека и их функции. Предмет: «Математика». Учебная цель: 1. 1. 2. 1 понимать действие сложения как объединение множеств, не имеющих общих элементов. Предмет: «Обучение грамоте». Учебная цель: 1. 1. 8. 1 составлять рассказ по сюжетной иллюстрации или по серии картинок. 1. 3. 3. 1 составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать. 1. 2. 5. 1 формулировать вопросы к иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию. Постер «Геометрические фигуры» Предмет: «Математика». Учебная цель: 1. 3. 2. 3 составлять композиции из моделей плоских фигур и их частей. Предмет: «Познание мира». Учебная цель: 1. 1. 4. 4 объяснять правила поведения на дороге, значение дорожных знаков, регулирующих пешеходное движение. Предмет: «Естествознание». Учебная цель: 1. 4. 1. 1 определять форму Земли на основе ее искусственной модели. Предмет: «Обучение грамоте». Учебная цель: 1. 1. 4. 1 Прогнозировать содержание рассказа по иллюстрации. 1. 2. 4. 1 Понимать лексическое значение и смысл слов с учетом обобщенности их значений (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия). 1. 3. 9. 3 Писать заглавную букву в именах собственных. Но, конечно, особую роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля организации взаимодействия: принятие учеников, одноклассников независимо от их учебных и внеучебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Повышение уровня учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Только в обстановке творческого сотрудничества и «здоровой» конкуренции возможно актуализировать личность ребенка, воспитать чувство собственного достоинства и уважения, дать ощущение творческой свободы и получить удовольствие от работы. Литература: 1. «Руководство для учителя» по курсу «Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам начальных классов в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан», второе издание, Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Астана 2015. 2. А. К. Маркова, Т. А. Маттис, А. Б. Орлов Формирование мотивации учения. Книга для учителя, Просвещение, 1990. 3. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 (с изменениями и дополнениями) 4. Типовая учебная программа по предметам для 1-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения), Приложение 2к приказу Министра образованияи науки Республики Казахстан от 8 апреля 2016 года № 266. 5. Головастикова П. М. «Как сделать учение увлекательным» - журнал «Начальная школа», 2006 год, №2, стр. 30.