Исследование разных видов опроса подростков о необходимости в культурной речи

Известно, что подросток, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, а началом связи служит общение. Основным способом удовлетворения потребности ребенка в о

Автор: Кузнецова Анна Николаевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №4 (6)

Фрагмент для ознакомления

Что же привлекает подростка в сленге? (это языковая игра, отход от языковой нормы; "вторая жизнь"). Потребность подростка в скрытой от официальной речевой культуры форме существования объясняется психологией возраста. Уйти от социального контроля в возрастную группу, сделать так, чтобы не путали с другими, обособиться не только территориально, но и знаковыми системами, придав особый смысл своему объединению, - вот что становится глубинно привлекательным для подростков. Возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые не только стирают межиндивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни. Широко распространены такие перлы молодежной философии, как: "Все в кайф!", "А на фига?". Радует, что в последнее время говорить правильно становится модным. Мной было проведено анкетирование, соц. опрос и выборочно интервью. 80%подростков ответили, что рады говорить правильно, но еще не время. Правильная речь им будет нужна лет, примерно…в 40-50! ... Подростки стремятся к правильной речи, уточняют, как сказать или написать правильно. Почему же, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи зная престижные, нормативные? Да просто потому, что у нее другая система ценностей, другой престиж, другая норма – антинорма. И в этой антинорме главный принцип - элемент шока, встряски, чтобы заколебать народ, и элемент насмешки, чтобы было не скучно, смешно, прикольно. В этом и вызов благополучному, преуспевающему обществу, и не приятие его норм, его образцов, его приличий. Стихия, питающая молодежный жаргон, все новое, нетрадиционное или отвергаемое – речь музыкальных фанатов, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский язык и воровское арго. Известно, что подросток, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, а началом связи служит общение. Основным способом удовлетворения потребности ребенка в общении является речь. Для этого необходимо мотивировать желание ребенка быть образованным, а также готовность осознанно прикладывать к этому усилия. В этих условиях особенно актуальной становится задача формирования речевой культуры подростков в общеобразовательной школе. В связи с этим нуждаются в обновлении содержание, формы и методы формирования речевой культуры подростков, возникает необходимость целенаправленной работы по управлению и совершенствованию этого процесса в условиях общеобразовательной школы. Прежде чем приступить к выбору форм и методов, необходимо исследовать речь подростков, да и не только. Для исследования мной использовались следующие методы: · Метод анализа и синтеза речи учащихся; Беседа; Наблюдение; Анкетирование; Эксперимент. Интервью (как эксклюзивное, так и скрытое.) Давайте обратим свое внимание на методику "Определения активного словарного запаса" учащихся. В СОШ №3 в 8и 9 классах предлагалась любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Ребят просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется. В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Проанализировав результаты анкеты, я пришла к следующему. Уровень общей сформированности культуры речи соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащимся. Что же касается употреблений синонимов, вводных конструкций в речи учащихся, то на ответ «Не всегда» ответило 54% из 100%. Также я заметила, что в 69% случая из 100% грамотная речь учителя положительно влияет на формирование коммуникативной речи учащихся, на их уровень развития. Именно поэтому активно, при поддержке администрации школы, проводила скрытый опрос и анкетирование среди преподавательского состава учебных заведений. Какую же речь можно назвать правильной? Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. Ко всему прочему необходимо также умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное). Говорят, глаза – зеркало души. Но тогда речь – это зеркало личности. При формировании у учащихся правильной речи я опираюсь на современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи, разработанное Борисом Николаевичем Головиным. Он выделяет основные качества речи и соотносит их с другими понятиями: Речь - язык (правильность, богатство, чистота) отсутствие в ней лишних слов, слов - сорняков, слов - паразитов. Слова - паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют её восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Речь - мышление (логичность, ясность, простота, краткость) правило высокого красноречия, выделяется требование понятности. «Кто хочет говорить собственно для того, чтобы его не понимали, тот может спокойно молчать». М. М. Спиранский. Речь - объективный мир (точность) определяется знанием предмета, логикой мышления, умением выбирать нужные слова. Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложениях приводят к неточности речи. Речь - ее обстановка, содержание, назначение (уместность) Речь - эстетика (образность, выразительность, благозвучие) усиливает эффективность выступления, вызывает интерес у слушателя, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и чувства, воображение Работа над связной речью – письменной и устной – требует отдельного внимания. В программе традиционного обучения средней школы, на наш взгляд, недостаточно полно представлена система занятий по развитию речи учащихся. К тому же в настоящее время школа испытывает насущную потребность в специальных методических средствах обучения, которые соответствовали бы современным задачам речевого развития, способствовали формированию речевых умений и навыков, развитию речевой культуры и языкового чутья. Отличительная особенность современного подхода – ориентация на взаимосвязное комплексное обучение всем видам речевой деятельности: восприятию речи, говорению, чтению и письму. Несмотря на то, что в методике преподавания накоплен богатый материал по формированию и развитию речи, вопреки всему этому нередко отдельные явления языка изучаются в отрыве от развития речи подростков. Исходя из этого, вытекает одна очень важная методическая задача: обеспечение ограниченного единства двух направлений – ознакомление с языком и развитие речи. Поэтому лексическая работа в школе организована по следующим направлениям: · уточнение, активизация и расширение словарного запаса учащихся; · устранение из речи учеников нелитературных слов и выражений. Следовательно, основное внимание учителя должно быть направлено на то, чтобы, обучая детей языку, давая им для запоминания значимые слова и приучая ими пользоваться при выражении мысли, учитель одновременно обучал бы их мыслить, рассуждать. При этом особое внимание должно обращаться на содержание высказывания. Например: · прочитайте части текста; · расположите части в правильной последовательности; · вставьте пропущенное предложение; · найдите ошибки; · определите основную мысль в тексте; озаглавьте текст. · угадать концовку текста; · придумать свое продолжение, заменить синонимом иноязычные слова. Такой подход в процессе обучения увеличивает глубину познания, качество усвоения нового материала, параллельно с этим решается задача интенсивного речемыслительного развития школьников. Таким образом, коммуникативная культура речи – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Под влиянием кого и чего формируется речь наших подростков? Это и СМИ, актеры театра и кино, классическая литература. А главное, вспомните своих учителей – их голоса, особенности речи, манеру общаться, отвечать на вопросы. Речи одних Вам хотелось подражать, вы восхищались грамотностью, ее богатством, выразительностью, образностью. В речи других отмечали речевые ошибки, скудность и однообразие. Монотонность и простоту речи такого учителя. Эффективный путь обогащения речи — подражание. Вот почему вы, уважаемые коллеги, стремясь что-либо передать детям, должны выступать носителями культурной речи, владеть умением рассказывать доходчиво, интересно, выразительно» владеть четкой дикцией. А речь учителя – это образец для подражания, это пример для его учеников. В. А. Сухомлинский называл речевую культуру учителя – зеркалом его духовной культуры. Каждый учитель должен уделять должное внимание своей речи, ведь тот уровень языковой подготовки, который сегодня обеспечивает вуз, недостаточный, его следует рассматривать как стартовый. Он должен постоянно повышаться в процессе самостоятельной профессиональной деятельности учителя посредством самообразования. Существуют следующие пути совершенствования речи: 1. Самоконтроль и развитие культуры речи (работа со словарем, изучение собственной речи). 2. Самоконтроль и развитие умений выразительной речи (готовясь к выступлению, ответьте на вопросы: Какой интонации требует речи моего выступления? 3 Самоконтроль и развитие коммуникативных умений. Здесь важно изучить себя в общении, выяснить свою позицию в нем, отношение к партнеру по общению, научно управлять своим настроением в общении, изучить манеру, тон, характер речи. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир. Именно в отрочестве человек начинает понимать, что развитие речи определяет познавательное развитие. Я,опять же,с помощью скрытого интервью опросила учащихся старших классов школ города Уральска. Что же наши дети читают........... . Итоги опроса выявили, что самыми читаемыми произведениями среди молодежи стали «Война и мир» Л. Толстого, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Поднятая целина» М. Шолохова. У. Эко «Читающий человек равен двум». По тому, как изъясняется человек, какие слова и выражения употребляет в своей речи, можно говорить о нем как о личности, сложить о нем мнение, определить, каков уровень его интеллекта, образования, круг его общения и интересов. И поэтому если человек заинтересован в повышении своего рейтинга, имиджа, профессионального роста, в уважении окружающих, ему необходимо повышать свою культуру речи, совершенствовать навыки владения литературным языком, стремиться в целом к совершенствованию себя как личности. По-видимому, в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой языковой болезнью – бездумности и отрицания норм, примитивизма и языкового атавизма болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка. Современная молодежь – это люди, которые в недалеком будущем будут управлять государством, решать важные вопросы во всех сферах жизнедеятельности. И о том, какое оно будет, это светлое будущее, нужно беспокоиться сейчас. Хотелось бы, чтобы наше правительство, да и все соответствующие структуры уделяли больше внимания проблеме, о которой мы сегодня говорим. Например, г. Уральск СОШ №3 в феврале 2017г. была проведена социокультурная акция «Чистому слову – чистое слово» при поддержке администрации школы, управления образования, спорта и молодежной политики администрации города. А вот в мае 2017г. проводился школьный форум плакатов – проектов «Учись говорить» под названием «Формирование культурной речи». Плакаты размещали в местах большого скопления учеников... Закончить своё я хотела бы одной из цитат президента Казахстана Н. Назарбаева “для нас очень важен русский язык, как язык, через который мы выходили и выходим на мировую культуру, на науку и знание. Он необходим. И мы должны не снижать того знания, которое у нас есть”.