Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Доклад на РМО из опыта работы учителя русского языка и литературы о том, каким должен быть современный урок. Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями, но и вызывал у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировал их тв

Автор: Раева Шинар Абуовна

Журнал «Просвещение». Выпуск №4 (6)

Фрагмент для ознакомления

Нам как никогда необходимо всемерно наращивать бесценный капитал знаний и образования, придавать ему современные формы Н. А. Назарбаев Современные преобразования в обществе предъявляют высокие требования к системе образования, которая нуждается в модернизации. В этом контексте возрастает роль и значение образования, актуальнейшей задачей которого является подготовка высококвалифицированного специалиста, обладающего фундаментальными знаниями, способного самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Целью Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путём обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. В одну из задач входит осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования. Человеку, живущему в современном мире, совершенно необходимы прочные знания, хорошо развитые мыслительные способности и речь, самостоятельность в мышлении и действиях, жажда освоения социальных форм действительности и усвоения мира через коммуникацию. Что же мы имеем на самом деле? Падает интерес к образованию, у школьников нет желания овладевать азами наук, особенно гуманитарных. Более всего сказывается это на таких предметах, как язык и литература. И неудивительно, что прежде всего словесник – преподаватель основной школьной дисциплины – острее других переживает падение интереса к своему предмету, видя те нравственные потери, к которым это ведёт. И, быть может, более активно, чем другие учителя, ищет возможности этот интерес поднять. Сегодня, как никогда прежде, жизненно важно рассматривать литературу и русский язык в школе не только как один из учебных предметов, но и как особое, ни с чем не сравнимое по силе воздействия средство формирования личности школьника, богатейший источник познания жизни. В современной школе учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. А каким же должен быть современный урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание? На мой взгляд, главная задача учителя – находить такой материал, ставить перед учениками такие вопросы, которые будут побуждать их думать и творить. Есть известная притча о трёх работниках, которые везли тачку с камнями. Когда у них спросили, чем они занимаются, первый ответил: «Везу эту проклятую тачку». Второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий: «Строю прекрасный храм!» Все трое делали одно и то же, но думали о своей работе по - разному, оттого и выполняли её по-разному. С каким настроением дети будут трудиться на уроке – как первый и второй работник или как вдохновенный третий, - будет зависеть от того, увлечёт ли их учитель. Для этого существуют методы и приёмы, которые позволяют воспитывать интеллектуально-творческую личность. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Сегодня объявляются нетрадиционными любые мысли, способные разбудить мысль ученика. Я считаю, нового ничего не изобретено: лучшие педагоги всегда учили детей анализировать, делать выводы и обобщения, выстраивать причинно-следственные связи, т. е. учили их критически, самостоятельно мыслить. Деятельность учителя должна активизировать ученика, служить формированию положительной мотивации, превращая потребность учения в общественную потребность, при этом необходимо, чтобы овладение науками проходило быстро и в то же время качественно. Этой проблеме посвятил свои научные исследования русский учёный А. Г. Ривин, который большое значение придавал сотрудничеству учащихся друг с другом. Работа группами – форма организации учебной деятельности, которая обеспечивает учёт индивидуальных способностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения коллективной познавательной деятельности. Именно эту форму я часто использую на своих уроках. В ходе коллективной познавательной деятельности создаётся благоприятная атмосфера, способствующая возможности проявить себя каждому ученику, выбрать задание по душе, работать по желанию в группе с другими учащимися. Это создаёт здоровую, доброжелательную атмосферу. А от учителя требуется такт и терпение, чтобы выслушать до конца любое мнение, пусть даже ошибочное. Главное, чтобы дети были вовлечены в процесс мышления, позволяющий постепенно перейти к верным выводам и решению проблем, сформировать коммуникативные навыки, научиться сохранять ровный психологический климат, что положительно скажется на их здоровье. Очень интересно проходят в старших классах уроки - дискуссии. Учитель разбивает класс на несколько групп и даёт каждой задание – обсудить указанную проблему с разных точек зрения: 1-я группа - с оптимистической 2-я группа– с пессимистической 3-я группа – с реалистической Замечаю, что даже посредственный ученик может проявить незаурядные творческие способности при проведении в процессе работы дебатов и дискуссий, богатую пищу для которых предоставляет русская классика. Помогает учащимся раскрыться и такая форма работы, как «Классный круг». Обсуждая какую-нибудь проблему, например, «Прав ли Достоевский, увидевший в Базарове признак великого сердца?», я предлагаю учащимся сесть в круг и задавать друг другу вопросы: «О каком человеке можно сказать, что у него «великое сердце?» «Что значит «великое сердце?» «Кто из героев художественной литературы обладает таким сердцем? А в вашей жизни есть такие люди?» Такое расположение учащихся, когда они видят всех своих собеседников, психологически помогает им преодолеть барьеры в общении и делает более активным их участие в дискуссии. Ребята устанавливают контакты друг с другом, и это не расценивается как вторжение в их внутренний мир, наоборот, они учатся доверять друг другу, принимать других такими, какие они есть. После проведения подобных уроков учащиеся пишут эссе. Систематическая работа в группах интересна для учащихся и способствует воспитанию социального поведения, усвоению нравственных ценностей и играет большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся. На уроках стараюсь использовать элементы новых технологий. 1. Приём «Составление кластера» на основе теоретического материала учебника. Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме (Кластер –это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой -либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны.) 2. Приём «Пометки на полях». Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае, маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. (Пометки должны быть следующие: Знаком «галочка» (Y) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень достоверности её не имеют значения. Знаком плюс (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком» минус» (-) отмечается то, что идёт в разрезе с имеющимися у ученика представлениями. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.) 3. Приём «Написание синквейна» Синквейн (в пер. с франц. пятистишье) Пятистишье: 1. Существительное 2. 2-3 прилагательных 3. 3 глагола 4. 1 высказывание, вывод по данной теме 5. Синоним или ассоциация. Пример: Грибоедов. Личность и судьба. 1. Грибоедов 2. Остроумный, талантливый, любящий 3. Написал, сочинял, заключил (мир) 4. Грибоедов - гениальный писатель, композитор, дипломат, автор бессмертной комедии "Горе от ума" 5. Драматург. Для того, чтобы ученики не только усваивали программный материал на уроках литературы, но и умели мыслить нестандартно, обладали способностью выдвигать гипотезы, критическим мышлением развивали творческие способности можно разыграть сюжетную игру «Вымышленное продолжение произведения» после изучения художественного текста. Н-р, «Судьба человека» М. Шолохова. Каждый желающий может прогнозировать жизнь и судьбу персонажей произведения на основе знания об их прошлом. Развивают кругозор задания поискового характера. Н-р, в ходе изучения романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» даю задание подготовить сообщение по исторических личностях, которые упоминаются в романе: Цицерон, Гораций, Шиллер, Жорж Санд, Руссо и т. д. Диапазон творческих заданий, применяемых на уроках русского языка, очень обширен. Стараюсь внедрить материал, в котором прослеживается связь с классической литературой, искусством и историей, что не оставляет учеников равнодушными. При закреплении темы «Однородные члены предложения» использую всем известное высказывание А. П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и мысли, и лицо, и одежда». Прошу, после разбора предложения и нахождения однородных членов, объяснить авторскую позицию, создать свой текст, подобный оригиналу. В 9 классе при изучении сложноподчинённых предложений, помимо обычного домашнего упражнения, знакомлю с рубаи Омара Хайяма: В Книге Судеб ни слова нельзя изменить. Тех, кто вечно страдает, нельзя извинить. Можешь пить свою желчь до скончания жизни: Жизнь нельзя сократить и нельзя удлинить. Ученики дома находят в четверостишии сложноподчинённое предложение, составляют его схему и в письменном виде раскрывают философский смысл произведения. Так развивается необходимое языковое чутьё и приёмы творческой деятельности. Раньше сталкивалась с такой проблемой, когда при изучении творчества поэта всему классу давалось одно программное стихотворение для анализа и заучивания наизусть. И вот помногу раз, и далеко не всегда в хорошем исполнении звучали одни и те же строки. Ученикам становилось скучно. Теперь предлагаю каждому ученику выбрать наиболее понравившееся стихотворение и выучить его наизусть. Очевидные плюсы: урок проходит интереснее, самостоятельный выбор задания даёт возможность для самореализации, ученик сам как бы отслеживает свой уровень компетентности, творчество поэта предстаёт перед ребятами более многосторонне. На уроках русского языка и литературы применяю технологию проблемного обучения. Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которые предполагают создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Приведу примеры использования этой технологии на уроках русской словесности в 5 классе. При изучении обрядовой поэзии в творчестве поэтов XIX века перед учениками была поставлена проблемная задача: «Как поэты показывают процесс гадания?». Класс разделился на 3 группы для работы с текстом следующих поэтических произведений: 1 группа. Начало баллады В. Жуковского «Светлана» 2 группа. Отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 3 группа. Стихотворение А. А. Фета «Ночь крещенская морозна…» Каждая исследовательская группа анализирует вид гаданий, находит различия в изображении обрядовых действий и объясняет, чем они вызваны. Для активизации мыслительной деятельности учащихся исключительное значение имеют проблемные ситуации, созданные в результате столкновения противоречивых мнений самих школьников. Так при изучении романа И. С Тургенева «Отцы и дети» были заданы вопросы: «Актуальна ли эта тема сейчас?». «Согласны ли вы с Базаровым, сказавшим, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник?» Дети заспорили. Каждый высказывал мнение и старался отстоять свою точку зрения. Формирование мышления такого типа, в основе которого лежит личный опыт, и должно составлять главную цель воспитания и обучения. Таким образом, проблемная ситуация может присутствовать на какой-то части урока, входя в этот урок как его своеобразный компонент, и занимать немного времени, но может пронизывать весь урок, отчего он становится полностью проблемным. В любом случае сама собой ситуация не создаётся, её создаёт учитель. И тут он может воспользоваться теми моделями, которые помогают развивать активную деятельность учащихся. Для повышения качества знаний учащихся использую разноуровневые задания, 8 класс разноуровневые задания по теме: Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. I уровень Дополнение -второстепенный член предложения. Отвечает на вопросы___________ Может быть выражено___________ Определение -второстепенный член предложения. Отвечает на вопросы____________ Определения бывают____________ Может быть выражено___________ Обстоятельство -второстепенный член предложения. Отвечает на вопросы___________ Может быть выражено___________ II уровень А) Найдите в предложении дополнение, определение, обстоятельство. Определите, какой частью речи они выражены 1. Слезами горю не поможешь. 2. Мы хотим пойти с вами в театр 3. Я учусь в этой школе девятый год 4. Прогулка на лыжах даёт человеку здоровье и радость 5. Наша школа находится на пересечении улиц Абая и Сатпаева 6. Мы с интересом читали статью о нашей школе, напечатанную в газете 7. Солжёшь сегодня – не поверят и завтра Б) Составьте предложения по схемам 1. 2. 3. 4. III уровень Составьте со словом……предложения, где оно является дополнением, определением, обстоятельством. IYуровень По предложенной картине составьте рассказ из 6-7 предложений, используя второстепенные члены предложения. На уроках русского языка и литературы я использую некоторые игровые элементы диалогической части модульного обучения М. Ж. Жанпеисовой. Учебная деятельность протекает в учебной игре. 1. «Сверь ответы». Работа в парах. Выполняют упражнение. После выполнения обмениваются тетради. Сверка ответов с ответами на сигнальной карточке 2. «Ты мне, я тебе». Работа в парах. Каждый готовит для своего соседа вопрос по изученной теме, предложение или слово для разбора. 3. «Момент истины». Учащиеся записывают ряд односоставных предложений. Среди них – один, два двусоставные предложения. Учащиеся определяют тип предложения, кто первый обнаружит несоответствие, тот победитель игры. 4. «Эрудиты». Класс делится на команды. Все рассаживаются за парты, а одна команда остаётся у доски. Ей задают вопросы по всей изученной теме представители других команд. На вопросы отвечает каждый ученик поочерёдно. Команда играет до первого неправильного ответа, после чего уступает место другой команде. Все эти игровые моменты направлены на разрешение проблем. Учащиеся с интересом усваивают новый материал, и каждый из них старается не отставать от своих товарищей. Чтобы активизировать творческую и проблемно-поисковую деятельность учащихся, использую кроссворды, различные виды словарной работы, лингвистические задачи, деловые игры, тестовые задания, сочинения и т. д. Особую роль в формировании языковой личности играет работа по развитию речи. Итальянский писатель Джанни Родари считал, что прежде чем научить детей думать, надо научить их придумывать. Именно этой цели служат предлагаемые мною задания по развитию речи. Я практикую письменные и устные мини-сочинения, эссе на заданную тему, изложения с элементами сочинения и т. д. Все мы знаем, как трудно усадить наших детей за чтение художественных произведений. Для активизации интереса к чтению предлагаю ученикам домашнее задание игрового характера: «Представьте себе, что вы все учителя. Подумайте, какой вопрос задали бы вы своим ученикам, чтобы проверить, прочитали ли они произведение и как поняли его содержание». Ученики письменно выполняют эту работу. Так создаются условия, когда произведение надо обязательно прочитать. Так рождаются моменты, которые ведут к поискам, догадкам, озарениям и открытиям. Все названные выше виды работы на уроке направлены на то, чтобы пробудить у школьников интерес к собственному творчеству, развить те задатки, которые заложены в каждом. «Совершенство может быть достигнуто только в чьём-то присутствии»-, сказал философ. И это аксиома. Когда преподаватель создаёт такие учебные ситуации, при которых его подопечные спорят, обсуждают, возражают и обмениваются мнениями друг с другом, тогда учебный процесс из рутинной работы превращается в творческую деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных целей. Таким образом, учитель может практически в ходе каждого урока координировать и развивать творческие способности учащихся. Законом «Об образовании» Республики Казахстан утверждён принцип вариативности в выборе технологий обучения, позволяющий учителям использовать наиболее оптимальный вариант конструирования педагогического процесса по любой модели. Современный учитель не может больше оставаться лишь только грамотным специалистом. Он должен осваивать и внедрять в практику новые педагогические технологии. Задача сегодняшней школы – сделать человека компетентным, чтобы он мог оригинально мыслить, самостоятельно находить информацию, анализировать её, принимать верные решения в условиях быстро меняющегося мира. Только такая личность способна взять на себя роль главного фактора развития общества, и она может быть подготовлена эффективной системой образования, ориентированной на будущее.