Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя

В статье раскрывается тема формирования волевых качеств учащихся. Взаимодействие волевых и эмоциональных качеств у учащихся в экстремальных условиях сцены. И влияние этих качеств на техническую сторону произведения, способность ученика вынести произведен

Авторы: Ардабьева Светлана Дмитриевна, Плюшко Нина Григорьевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №4 (6)

Фрагмент для ознакомления

Трудность техники в многообразии составляющих, которые образуют в совокупности сложный комплекс психофизических и физических (мышечно-двигательных) качеств и свойств. Серьезную проблему представляет при игре распределение и переключение внимания, быстрота ориентировочных реакций, поскольку сам исполнительский процесс на инструменте складывается из ряда одновременных и параллельно протекающих действий (разные задачи между левой и правой рукой). Путь к вершинам техницизма труден тем, что начинается, по необходимости, с детства – здесь не обойтись без регулярных и относительно продолжительных технических экзерсисов. Едва ли не главная, наиболее ответственная и трудноразрешимая задача педагога, работающего с детьми – сделать так, чтобы работа на инструменте не внушала ему острой и стойкой неприязни. Для начала неплохо и это. В дальнейшем, при умелом и гибком руководстве, приходят интерес и увлеченность. Как этого добиться секрет каждого опытного педагога. Интересно, что подобные секреты открываются с каждым новым учеником. Самые сложные технические проблемы получают решение, если ученику интересно работать, если он увлечен. Важно, чтобы НАДО в занятиях на каком-то этапе незаметно перешло в «ХОЧУ». Многих НАДО сковывает, угнетает. Синоним слова НАДО – обязан. «Вслушайтесь, сколько каменного усердия в слове НАДО, - пишет В. Леви (психолог), НАДО, по долгу, под страхом неприятности, лишения наказания». Синоним «хочу» – «желаю». Между «надо» и «хочу» в музыкальных занятиях сложные взаимоотношения. Основываясь на чем-то одном, технических проблем не решить, технического прогресса не добиться. Стратегическая линия педагога – обратить «надо» в «хочу». Возможны различные способы активизации учащихся, усиление роли «хочу». Имеет смысл в определенных обстоятельствах сыграть на честолюбии. Честолюбие от природы заложено в человеке, генетически запрограммировано. Лучшего стимулятора деятельности иной раз нет, особенно в молодости. Ауэр писал: «Я очень часто замечал, что действуя на честолюбие ученика, превращая какое-либо достижение в дело чести, я добиваюсь превосходных результатов». Честолюбие как зажигание. Только на одном честолюбии, разумеется, далеко не продвинуться, но без него подчас не сдвинуться. Иной вопрос, что может быть потом, какие метаморфозы произойдут в мотивационной сфере человека, во что трансформируется честолюбие. Опытный педагог постарается не пустить этот процесс на самотек. Здесь главное, чтобы человек управлял своим честолюбием, а не честолюбие им. То же, что и с лекарствами – в разумных дозах польза, в неразумных – вред. Большую роль в продвижении играет правильный подбор репертуара. Правильность не только в практической, технологической целесообразности. Разучиваемая музыка должна нравиться, вызывать живой, непосредственный отклик. «Горячая влюбленность в то, что играешь, - как говорил Я. Флиер, - помогает преодолеть стрессовые состояния с их шлейфом повышенной тревожности, болезненной возбудимости». «Самое важное – любить то, что исполняешь, и верить в то, что исполняешь. Как только эта вера исчезает, произведение сразу тускнеет, а то и вовсе проваливается» (С. Рихтер). Работая над техникой ученика, педагог может использовать два основных метода. Собственноручный показ, т. е. демонстрация того, как надо сыграть что-либо. Второй метод – словесное пояснение того, что и как надо сделать ученику. Каждый из метод в процессе обучения может существенно меняться в зависимости от тех или иных конкретных задач. В одних случаях целесообразно слово, в других – показ. Если, к примеру, учащийся пользуется неверными игровыми движениями, не может отыскать удобного положения пальцев, рук, корпуса, если делает лишние движения, то педагогу проще самому сесть за инструмент и показать, как надо. В других случаях, когда речь идет уже не столько о практических игровых моментах, сколько о трактовке произведения, когда центр тяжести смещается от физического к психическому, когда педагог обращается к интеллекту учащегося, к воображению, эффективным оказывается слово. Полезны записи аудио, видео, где ученик уже может брать сам, учиться у больших мастеров. Впечатления от концертов. Определение техники с большой буквы – изящество, легкость, непринужденность исполнения. Когда учащийся старательно трудится, покрываясь потом от усилий, удовольствия от его исполнения мало. Делакруа уверял, что первое достоинство живописного полотна – радовать. Праздник для глаз. Примерно те же достоинства нужны и звуковому полотну. «Искусство заключается в отсутствии видимого напряжения» (Бузони). Важно не только овладеть трудностями, но и преодолевать их с грацией, а отнюдь не выставлять их напоказ. Чтобы результат нашей работы – исполнение программы на экзамене, участие в концерте, в конкурсах выглядел технически с блеском, эмоционально увлеченно и ярко, нужна вера ученика в свои силы и возможности. Это аксиома. Сомневаясь и комплексуя, результата не покажешь, скорее можно сорваться на том, что технически не получалось в доконцертный период. Есть люди, изначально, от природы уверенные в себе. Смелость, решительность, твердость духа у них в характере и, если в бытовой жизни — это можно сразу распознать, то, когда человек на сцене, не обратить внимание на решительность или нерешительность его действий просто нельзя. Уверенность – атрибут воли, воля питает и поддерживает чувство уверенности в себе. Пока у наших учеников не выработалась привычка к организованной работе (привычки облегчают волевые усилия), пока музыка не стала духовной потребностью, дети и подростки переживают вместе с нами тяжелый период становления воли. «Воля крепнет в преодолении себя», - говорили Аристотель и Сенека. Воля нужна во всем, начиная с обычного, повседневного обихода. Каждый день заставить себя заниматься – хочешь, не хочешь, есть настроение или нет. Вопрос не только в том, чтобы заставить себя сесть за инструмент, но научиться делать дело хорошо. Получается, что воля определяет не только объем и регулярность работы, но и ее содержание. Наконец, публичные выступления, сопровождающие учащегося ДМШ, училища, колледжа и т. д. все годы обучения. Успех или неуспех тут напрямую зависят от воли. Умение собраться, сосредоточиться, отбросить сомнения, неверие в свои силы – кому- то это удается лучше, кому- то хуже. «Между тем, какой прок от самых талантливых действий педагога, если у ученика не хватает исполнительской воли» (М. Гинзбург). Проблема в том, насколько удается сократить зазор между «хочу» и «делаю». Ф. И. Шаляпин, когда был не удовлетворён каким-то исполнением, говорил: «Получилось около». Получилось приблизительно, неточно – не в цель, а рядом. У учеников так бывает почти всегда – не в десятку, а около. М. Гинзбург говорила: «Беда начинающих музыкантов не столько в недостатке техники, сколько в недостатке исполнительской воли. Многое не выходит у студентов только потому, что волевые усилия, затраченные ими, были ничтожны. Воля необходима как в домашней работе, при разучивании произведений, так и на сцене. В последнем случае она подвергается суровому испытанию». Мы сами, прошедшие эти испытания, понимаем состояние этих учеников – путаницу мыслей, дрожание рук, ног, судорожные движения. Зажатость психологическая переходит в зажатость физическую и усугубляется психологической скованностью. Мы понимаем, вспоминаем, но у нас теперь другая задача – найти выход из этого положения, помочь ученику. Конечно, многое зависит от общей готовности к выступлению. Хорошо ли выучена программа, обыграна ли предварительно, удачно ли подобраны произведения, даны ли вовремя, по силам ли ученику. Эти задачи ложатся грузом ответственности на педагога, характеризуя его профессионализм. И все же наиболее важна в решающий момент воля исполнителя. Контроль – воля, воля – контроль, - понятия эти, можно сказать, синонимические. У высококлассного музыканта – исполнителя под пристальным наблюдением находится все – темпоритм, звучание, фразировка и т. д. Саморегуляция исполнительских действий доводится до совершенства. Конечно, саморегуляция предполагает в качестве необходимых условий – опыт, профессиональные умения и навыки, однако весь этот набор мало что значил, если бы за ним не стояла воля. Психологи отмечают семь психологических параметров воли человека: инициативность, самостоятельность, решительность, энергию, настойчивость, самоконтроль, принципиальность. Решительность, энергия, самоконтроль – действительно прямо и непосредственно связаны с музыкально-исполнительской деятельностью. Помогая преодолеть различные препятствия (внутренние и внешние, возникающие в этой деятельности), они позволяют устоять в любой экстремальной ситуации. Некоторые педагоги приходят к выводу, что надо ставить специальной задачей волевые качества ученика. И они правы. По большому счету, эта работа также входит в реестр их профессиональных обязанностей. Другой вопрос, каким образом решать эту задачу. Видимо не будет преувеличением сказать, что в условиях умело поставленного, квалифицированного преподавания она во многом решается сама собой. Что касается каких-то общих, универсальных рекомендаций, то их сравнительно немного; значительно больше индивидуальных, предназначенных конкретно для каждого ученика в той или иной конкретной ситуации. В любом случае – это правило № 1 – воля формируется и крепнет, когда существует цель. Цели могут быть различные – выучить то или иное произведение, подготовиться к экзаменам, к концерту, к конкурсу; цели могут быть отдаленными и близлежащими. Принципиально важно в данном случае, существует ли она у учащегося вообще, принимает ли он их как собственные, а не навязанные. В первом случае занятия музыкой имеют смысл, во втором – нет. Такие необходимые человеческие качества, как энергия, настойчивость, инициативность пробуждаются и активируются при наличии у него целей. И напротив, те же качества атрофируются, глохнут при их отсутствии. Многое из нерешенного, несделанного в жизни – результат не слабости воли, как обычно полагают, а слабого видения цели. Цели могут осознаваться человеком, а могут пребывать на уровне подсознания. И. И. Павлов изложил ту же истину в виде научного закона: «Рефлекс цели имеет огромное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас». Воля не в том, чтобы сделать, технически сработать что-либо, она в том, чтобы сделать все наилучшим образом, «по максимуму». Идеально здоровая психика встречается не чаще, если не реже, чем здоровое тело. На этом настаивает большинства авторитетных психологов. Приободрить «морально», поддержать ученика должен педагог. От него в очень большой степени зависит внутреннее, психологическое состояние учащегося, а, следовательно, его успехи по части техницизма и прочего. Почему правы те, кто считает контроль за психологическим состоянием учащегося, коррекцию его самочувствия таким же существенным компонентом профессиональной деятельности педагога, как и все остальное. Возможно, такая задача труднее других, стоящих перед преподавателем: психология – область сама по себе более сложная и загадочная, нежели ремесло. Особенно важно суметь наилучшим образом настроить учащегося, создать для него по возможности благоприятный душевный климат накануне публичного выступления. Между тем мы грешим тем, что до последнего дня, до последней репетиции не перестаем фиксировать внимание ученика на разного рода технических трудностях, подчеркивая то, что получается не очень хорошо. Бывает, что за час до выступления ученику внушают: «Смотри, не забудь там-то и то, все, что я тебе говорила». Желаемый результат при этом достигается редко, зато нервозность ученика доходит чуть ли не до крайних пределов. Неуверенность в себе, в своих технических возможностях – тоже. Вместо того чтобы настроиться, войти в образ, сбросить все, что отвлекает, психологически обременяет, учащийся старается «не забыть». Педагоги помудрее поступают иначе. Все что угодно, лишь бы не болезненное сосредоточение на возможных технических неполадках, считают они. «Я лично хорошо знаю, что такое внушение, и полностью отдаю себе отчет в его силе и действенности, - говорил Е. Нестеренко. – А потому как педагог иду даже иногда на некоторые хитрости, если это необходимо. Скажем, учащемуся предстоит ответственное выступление. Я понимаю, человек переживает, волнуется, мучительно сомневается в себе. Надо помочь ему сбросить излишнее психологическое напряжение, облегчить самочувствие. Я могу в этом случае рассказать о каком-нибудь эпизоде из собственной исполнительской практики, вспомнить о своих ошибках, просчетах – в назидание, что даже помогает (что даже мэтр иногда ошибался…)». У нас у каждого есть свои настрои – кто-то, разыгрываясь, повторяет свою программу в медленном темпе, кто-то только намечает темы, кто-то играет гаммы или не экзаменационный этюд (психологическое дыхание). Словом, психологическая поддержка перед выступлением учащегося нужна. Желательна даже похвала: в конце концов, почти каждого, если захотеть, можно за что-то хвалить. Пусть эта похвала будет не вполне чистосердечной и искренней – бывают же ситуации в педагогике, где цель оправдывает средства. Случается, правда, что похвала учащемуся прямо противопоказана. Даже накануне выступления. Но это все-таки ситуации исключительные. Только сам педагог сможет тут решить, что и когда сказать своему воспитаннику. Какими словами напутствовать его перед выходом на сцену. Что касается самого публичного выступления, да еще с техническими сложными произведениями, советов на этот счет дается много, но применить их на сцене труднее, чем кажется до и после выступления. Заявить о необходимости сосредоточения на деле, на процессе, к сожалению, значительно проще, нежели осуществить это на практике. Да еще в экстремальных условиях сцены. Публика, волнение, необычность обстановки, напротив, рассредоточивают. И тем не менее, «надо с помощью систематических упражнений научиться удерживать внимание на сцене, - говорил К. С. Станиславский. – Надо развивать особую технику, помогающую вцепляться в объект таким образом, чтобы потом уже сам объект, находящийся на сцене, отвлекал нас от того, что вне ее. Для актера драматического театра этот объект – партнер на сцене или какой-либо предмет. Для музыканта – исполняемое им произведение». Из большинства выдающихся певцов, пианистов, скрипачей, дирижеров и т. д. явствует, что нужное им внутреннее состояние на эстраде обретается через сознательную и целенаправленную концентрацию внимания на таких вещах, как качество звучания, фразировки, тембродинамика, ритмическая нюансировка и прочее. Если удается, по выражению К. С. Стравинского, «вцепиться в материал», дальше все налаживается само собой, исполнительский процесс входит в нормальную колею. И еще одно не должно быть упущено, когда настраиваешься на предстоящее выступление – это реакция на возможную техническую помарку, брак при игре. Главное, чтобы это не выбило из колеи. Поэтому В. Третьяков и говорил: «Главное здесь не расстраиваться, выпутаться, поскорее проскочить неудавшееся место. И затем не только не упасть духом, но напротив заиграть с еще большей энергией и подъемом. У меня в подобных обстоятельствах всегда возникает ощущение внутреннего противодействия: нет, не поддамся этой, неудаче, не дам себя сломить нелепой случайности». Опытные педагоги учат молодежь не придавать большого значения помарке, не преувеличивать масштабы «беды». Ученик сходит с эстрады после выступления. Позади страхи, переживания. Педагоги редко задумываются, насколько существенны и значимы, глубоко западают в душу их первые – именно первые! – слова, сказанные ученику. Насколько важна первая реакция на то, что он только что услышал - его выражение лица, манера общения с учеником, интонация речи. Хорошо, если все прошло более – менее благополучно и ученика есть за что похвалить. А если нет? Если педагог недоволен, раздражен, обескуражен? Одно можно сказать: упрекам, претензиям, нареканиям, тем более в резкой форме, тут нет места. Воспитательный, практический эффект их будет нулевым, а отрицательные последствия более чем вероятны. Иное дело, если спустя какое – то время, когда ученик поостынет, а душевные раны затянутся, спокойно разобраться в классе, что же все-таки не получилось. Но посмотрим на первые минуты после выступления. Они самые не подходящие для анализа. Нервы ученика напряжены, если случились технические огрехи, - они терзают его, переворачивают душу. Проще всего нанести серьезную психологическую травму ученику, может быть, неизлечимую. Поэтому педагог должен быть особенно чуток и терпим. В заключении следует сказать, что сколь бы тщательно ни проводить анализ исполнительских удач и неудач, пытаясь понять, почему в одном случае ученику технически удалось выступление, а в другом нет – тут всегда будет оставаться тайна, неожиданность, сюрприз. Думать о своей удаче в будущем времени, нацеливать себя на нее полезно, но не для всех – это обязывает, со всеми вытекающими отсюда непредсказуемыми психологическими последствиями. А вот думать об удаче в прошедшем времени, напротив, никому не возбраняется, а некоторым рекомендуется. Кроме спокойных, «исцеляющих» чувств это ничего другого не вызывает. В конце концов, чтобы ученики могли продуктивно заниматься, требуется не так уж много: чтобы работа была технически посильной, не изнуряла духовно и физически и чтобы она время от времени приносила успех. Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям. Используемая литература: 1. Мелик – Пашаева А. А. Педагогика, искусство и творческие способности. – М., 1981. 2. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987. 3. Фрид Г. Музыка – общение – судьба. – М., 1987. 4. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1986.