Инновации в техническом и профессиональном образовании

Протекающий процесс интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство требует разработки и внедрения в педагогическую практику инновационных технологий, способных вывести систему образования на качественно новый, соответствующий мировым стандартам уровень. В результате все более широкое распространение получают поиск и опыт создания новых образовательных технологий, направленных на максимальное удовлетворение запросов общественности.

Автор: Кирсанова Маргарита Николаевна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Протекающий процесс интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство требует разработки и внедрения в педагогическую практику инновационных технологий, способных вывести систему образования на качественно новый, соответствующий мировым стандартам уровень. В результате все более широкое распространение получают поиск и опыт создания новых образовательных технологий, направленных на максимальное удовлетворение запросов общественности. Для мастера производственного обучения очень важно, шагая в ногу со временем, модернизировать учебный процесс в духе современных требований. Поэтому, работая над методической темой самообразования «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения», передо мной встал вопрос: «Какие следует внести изменения в практику преподавания предмета, чтобы соответствовать инновационным требованиям». Инновационная составляющая основывается на умении быстро реагировать на изменения, в сегодняшнем мире. Поэтому необходимо внедрять нововведения, новые технические решения при производственном обучении, вводить новые специальности, востребованные на рынке труда. Залог успешной работы колледжа в том, что все эти инновационные составляющие должны идти вровень с современными требованиями. Перед внедрением инноваций необходимо провести системный анализ всего учебного процесса, и на его основе провести модернизацию учебного процесса в колледже. Самыми перспективными формами обучения на сегодня являются дуальное и модульное обучение. Основой любой формы обучения должен быть производительный труд. То есть обучаемый должен видеть конечный результат своего труда. В настоящее время материально-техническая база многих колледжей устарела, отстает от производства. Поэтому, необходима хорошая современная система базовых предприятий для прохождения производственных практик. В нашем колледже такими предприятиями являются наши социальные партнеры: АО «Баян Сулу», рестораны «Рыцарский замок», «Тобол», «Медео», «Турист», дом отдыха «Сосновый бор», «Селена», Российский курорт «Увельды». Здесь важную роль играют трехсторонние договоры между базовым предприятиями, колледжем и обучаемыми. Как показывает наш опыт, это позволяет достигать хороших результатов в обучении квалифицированных рабочих кадров, а также в последующем их трудоустройстве. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан сказано: «Обновить содержание технического и профессионального образования с учетом запросов индустриальных проектов». В нашем колледже проводится мониторинг среди производственных предприятий на предмет потребности в кадрах той или иной профессии, учитывается конъектура рынка труда. Колледж поддерживает постоянную связь с предприятиями и те, являясь работодателями выпускников колледжа, определяют основные компетенции, которыми должен владеть будущий рабочий. Поэтому каждое предприятие должно предоставить макет профессии, требуемой для него, а колледж обеспечивает подготовку кадров согласно заявке предприятия. Можно выделить основные направления развития ТиПО: 1. Разработка программ по новым профессиям; 2. Переход на новые формы обучения; 3. Модернизация материально-технической базы учебных заведений; 4. Проведения постоянного мониторинга рынка труда; 5. Подготовка инженерно-педагогических работников на современных предприятиях; 6. Духовно-нравственное воспитание. Важным фактором, влияющим, на социально-экономическое развитие страны является повышение качества профессионального образования за счет введения новых технологий производственного обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества. Однако достижение высокого качества обучения может быть обеспечено только за счет интеграции образования, науки и инновационной деятельности. В настоящее время в нашем колледже идет процесс активизации инновационной работы. Инновационная деятельность - это разработка нового содержания образования, внедрение новых методов обучения, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления, направленное на повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Новая образовательная программа ориентирована, прежде всего, на повышение активности, самоконтроля и творческих способностей личности, расширение использования активных форм и методов обучения, организации самостоятельной работы студентов. Замена приоритетов в сторону формирования профессиональных компетенций делает необходимым замену «классического» подхода в образовании компетентным. Компетентный подход направлен на формирование общих и профессиональных компетенций. Это означает готовность студентов использовать усвоенные фундаментальные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических задач, возникающих в результате их профессиональной деятельности. Таким образом, компетентный подход подразумевает более активное усвоение практических навыков, поэтому возникает необходимость перехода от информационно-сообщающего обучения на обучение, моделирующее и формирующее будущую профессиональную деятельность, к активным формам обучения, позволяющим готовить специалиста, способного быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся производственно-экономическим условиям. Существует множество инновационных обучающих технологий, что дает преподавателям и мастерам производственного обучения возможность использовать в своей практике те средства обучения, которые позволяют выйти на качественно новый уровень преподавания в условиях колледжа. Для достижения высокого профессионального уровня выпускников активно внедряются инновации на разных этапах подготовки специалистов: в содержании образования, методах и технологиях обучения, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, организации образовательного процесса и в системе управления. В последнее время широкое распространение получили активные методы обучения (АМО), побуждающие студентов к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Инновационный методический арсенал преподавателей, мастеров колледжа включает в себя: проблемные лекции; анализ проблемных ситуаций; метод проектов, а также деловые и ролевые и имитационные игры; дебаты; технологию развития критического мышления; применение ИКТ; интернет технологий; командные и групповые формы работы и др. В нашем колледже преподавателями и мастерами производственного обучения используют активные методы обучения, которые позволяют за счет новых форм представления информации ее восприятия, обсуждения, повысить эффективность и качество обучения. Вместе с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся общих компетенций. К ним относят: способность принимать решения и умение решать проблемы, ответственность за результаты своей деятельности. Умения ясно формулировать мысли и четко ставить задачи, работать в команде и др. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к мнению других, принятие ответственности за себя и команду – все это формирует нравственные установки и ценностные ориентиры личности, отвечающие современным потребностям общества. Большое значение имеет повышение заинтересованности преподавателя и мастера производственного обучения в результате реализации своего творческого потенциала и повышения эффективности и качества профессиональной деятельности. При системном использовании активных методов роль преподавателя, мастера принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, что принципиально меняет отношение к нему студентов – из «контролирующего органа» преподаватель превращается в более опытного партнера, работающего вместе обучающимися в одной команде. В последние годы составной частью инновационной деятельности в колледжах стала научно-исследовательская работа, что дает возможность для роста интеллектуального и методического потенциала мастеров и педагогов, способствует обновлению содержания образования, развитию новых способов организации образовательного процесса, становлению учебно-исследовательской деятельности студентов, развитию их личностных интересов, творческих способностей. Инновационные подходы требуют постоянной диагностики достигнутого студентами уровня обучения и воспитанности, поиска наиболее эффективных методов и форм деятельности. Поэтому, возникает необходимость активно разрабатывать методы контроля, которые бы создавали условия для развития индивидуальных способностей студентов, для активизации их творческой деятельности, самостоятельности. Благодаря стремительному развитию информационных технологий, компьютеры стали необходимым инструментом не только для обучения, но и для контроля его результатов. Признанным способом контроля результатов обучения на всех этапах образовательного процесса в мировой практике относится тестирование. Современные тестовые технологии рассматриваются как составная часть системы управления качеством. Из этого следует, что тестирование повышает эффективность и объективность контроля качества знаний студентов. Поэтапная диагностика уровня обучения позволяет преподавателям своевременно корректировать методику преподавания и их основной задачей становится управление познавательной активностью обучаемых и контроль ее результатов. Но эффективность тестирования может быть обеспечена только целенаправленной подготовкой мастеров и преподавателей в области тестов, поскольку составление тестовых заданий – очень трудоемкий, требующий специальных и профессиональных знаний процесс. Таким образом, для успешного решения этой задачи необходимо: • продолжать обучение мастеров, преподавателей современным средствам оценивания результатов обучения; • разрабатывать и апробировать тестовые задания по изучаемым дисциплинам; • формировать базы тестовых заданий; • проводить экспертизу тестовых заданий; • организовывать проведение, обработку и анализ результатов оценки знаний. Если среди административно-управленческого и преподавательского состава имеются сторонники, заинтересованные в объективной оценке труда и качестве образования в колледже, компьютерное тестирование может стать эффективным средством управления качеством образования. Конечно, нельзя абсолютизировать возможности тестирования. Например, такие показатели, как умение логически выражать свои мысли, давать оценки различным явлениям, умение работать в группе и некоторые другие характеристики, оценить с помощью тестирования невозможно. Лучший эффект при контроле результатов обучения по профессиональным модулям дает сочетание различных методов контроля: например, тестирования в сочетании с наблюдением, защитой портфолио, собеседованием и другими формами контроля. Подводя все вышеизложенное, хочу отметить, что в условиях реализации новых образовательных стандартов для обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена необходим комплексный подход к организации образовательного процесса в колледже, поиск и внедрение новых форм и методов обучения и профессиональной подготовки, базирующихся на педагогических традициях и инновациях. Только все перечисленные факторы, связанные воедино, позволят подготовить квалифицированного конкурентно способного современного рабочего. Список используемой литературы, интернет источников: 1. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c. 2. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева // Учитель. - 2004. - № 3. - с. 28. 3. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков // Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 33.. 4. Назимов, С. С. Педагогические инновации в национально-региональном компоненте содержания образования/ С. С. Назимов // Учитель. - 2005. - № 6. - с. 5. По материалам Специализированного образовательного портала Инновации в образовании [Электронный ресурс] // http://sinncom. ru