Инклюзивное образование в условиях современной школы

С каждым годом все большее значение в оценке уровней и тенденций инвалидности населения приобретает детская инвалидность. Немалое количество детей хронически больны, стоят на учете т. е. таких детей в современном мире называют - дети с ограниченными возможностями.

Авторы: Мазалова Ирина Николаевна, Савенко Виктория Витальевна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998 Детская инвалидность С каждым годом все большее значение в оценке уровней и тенденций инвалидности населения приобретает детская инвалидность. Немалое количество детей хронически больны, стоят на учете т. е. таких детей в современном мире называют - дети с ограниченными возможностями. А ведь образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничены, в малых городах и селах дети-инвалиды нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Конечно, играет негативную роль и то, что создание образовательных учреждений не всегда соблюдается, или эти учреждения построены в советские времена, когда об инклюзиве и не было речи. При этом у детей, имеющих нарушение физического статуса затрудняется их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями. Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить хорошее образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Развитое мировое сообщество в системе образования давно отказалось от понятий «инвалид», «больной». «Мы живем, как можем, а ОНИ живут, как мы поможем». За этой рифмовкой — весь смысл инклюзии. Развитие системы инклюзивного образования в РК. В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги. В послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечается, что необходимо «усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом». Развитие инклюзивного образования в республике нашло отражение в «Государственной программе развития образования», в «Национальном плане действий по развитию инклюзивного образования» в рамках выполнения «Конвенции о правах инвалидов». Согласно Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70 % долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества. В целом можно выделить основные направления в планах мероприятий по реализации Государственной программы: - увеличение доли школы, создавших условия для инклюзивного образования; - увеличение доли детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии; - совершенствование системы инклюзивного образования в школе и повышение качества образовательных услуг. Развитие системы инклюзивного образования – одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы. Обучение в массовой школе, среди нормально развивающихся сверстников, дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями чувствовать себя обычным. Детей с ограниченными возможностями в развитии можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы. Это и называется инклюзивным образованием. Законодательством РК, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями. Гарантии права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования закреплены в Конституции РК, Законах РК «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в РК», «О специальных социальных услугах». На сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. В Казахстане это явление также не оставлено без внимания. Данная проблема требует к себе акцентированного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система образования, в свою очередь должна по мере возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах, общеобразовательных школах, профессиональных лицеях и высших учебных заведениях. В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные. Специальное образование является частью системы общего образования, и государство в РК создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования. Что такое инклюзивное образование? Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Обоснование необходимости инклюзивного образования: • обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени; • анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей; • анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении. Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах: • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений • Каждый человек способен чувствовать и думать • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным • Все люди нуждаются друг в друге • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Включение – это не интеграция: • Включение – это больше, чем интеграция • Молодые люди учатся вместе в обычной школе • Специалисты приходят помогать детям • Обычные школы изменяются • Внимание на возможности и сильные стороны ребенка • Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные • Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями • Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью • Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих. Включение – это: • НЕТ специализированных классов в обычной средней школе • НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки • НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе • НЕТ закрытых учреждений интернатного типа. Основные принципы инклюзии. Инклюзивные сообщества: • Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью). • Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает, как потребности, так и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. • В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива • Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей. Важные составляющие инклюзии: • Разработать философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику • Всесторонне планируйте инклюзию • В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя, и администрация • Включайте родителей • Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников • Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т. п.) Неверные представления об инклюзии: • Представление что присутствие в школе само по себе достаточно • Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать • Фокусирование не на целях, а на действиях • Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка • Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию Существующие барьеры: • Архитектурная недоступность школ • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми • Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах • Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки. Инклюзивное образование важно…так, как… Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей. Планируется и проводится эффективное обучение. Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т. е. социальную интеграцию среди сверстников Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика. Семьи активно участвуют в жизни школы. Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности. Принципы формирования индивидуальной программы обучения: Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью) Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика. Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения. Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе. Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения. Составлена с целью повышения успешности ученика. Обычный учитель может быть успешен при условии, если: он достаточно гибок, ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы, он уважает индивидуальные различия, умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива, чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе, согласен работать вместе с другими учителями в одной команде. Результаты инклюзии: У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика Появляются возможности для обобщения и передачи навыков Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков Существуют процедуры оценки эффективности. Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым, мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. Инклюзивные школы – это школы, в которых процесс обучения и условия работы учитывают потребности всех детей, школы, воплощающие лучшее в образовании. Инклюзивные школы помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться. Инклюзивные школы – это такие школы, в которых: «каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и другими членами школьной общины в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей» Инклюзивные школы: польза обществу Существование обычных школ с установкой на инклюзию – самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования. Опыт успешной реализации инклюзивного образования показывает, что есть три основные составляющие, которые должны приниматься во внимание. Однако главная задача состоит в том, чтобы сделать все школы и учреждения более дружелюбными по отношению к детям с ограниченными возможностями. Одно из главных направлений деятельности на этом пути – устранение всевозможных барьеров в образовании, основывается на социальном подходе к инвалидности. Правила инклюзивной школы • Все ученики равны в школьном сообществе • Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня • У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей • Планируется и проводится эффективное обучение • Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т. е. социальную интеграцию среди сверстников, • Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика • Семьи активно участвуют в жизни школы • Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности Принципы формирования индивидуальной программы обучения: • Подходит для всех учеников – не только для учеников с инвалидностью • Средство приспособления к широкому кругу возможностей ученика • Способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения • Применимость ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе • Обязанность всех работников, вовлеченных в процесс обучения • Наиболее вероятное повышение успешности ученика Обычный учитель может быть успешен при условии, если: • он достаточно гибок, • ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы • он уважает индивидуальные различия • он может слушать и применять рекомендации других членов команды • он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе • он согласен работать с другими учителями в одной команде Результаты инклюзии: • У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса • Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов • Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны • Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика • Появляются возможности для обобщения и передачи навыков • Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков • Существуют процедуры оценки эффективности В заключение: • Инклюзивные сообщества включают: o Изменение взглядов в целом  Разнообразие включает каждого o Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения  Чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается o Возможность для каждого быть успешным • Социальные изменения: o Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным o Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе o Начните с вашего маленького сообщество – и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения вашего опыта o Действие отличается от убеждений и теории! Теперь, детей с ограниченными возможностями в развитии можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы. Это и есть инклюзивное образование. Один из путей преодоления их проблем – продвижение идеи инклюзивного (включающего или интегрированного образования), о котором говорится в Конвенции о правах инвалидов, подписанной Казахстаном в 2008 году. Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.