Новые подходы в преподавании и обучении – залог успешного формирования функциональной грамотности школьника

Данная работа рассматривает важность внедрения новых подходов в преподавание и обучение. Акцент сделан на создание коллаборативной среды и организацию диалогового обучения как первооснов всех остальных подходов в обучении.

Автор: Новицкая Елена Анатольевна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

В рамках обновления содержания образования в школах Казахстана развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей, в результате которой у выпускника школы должны быть сформированы определенные компетенции, позволяющие ему жить в условиях быстро меняющейся действительности. Выделяются следующие ключевые компетенции выпускника средней школы. Управленческие (способность к разрешению проблем). Информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни). Коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках). Социальные (способность к социальному взаимодействию). Личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным). Гражданские (способность нести ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности). Технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя). [1] Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Изучив теоретические основы формирования функциональной грамотности школьников, а также 7 модулей Программы, разработанной АОО ЦПМ «НИШ», я поняла, что достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе все педагогические подходы. Наиболее рационально, по моему мнению, начинать с Внедрения новых подходов в преподавании и обучении, т. к. именно они лежат в основе всех остальных модулей Программы. Для того, чтобы ребёнок осознал важность своего обучения, чтобы у него было желание учиться и чтобы он знал, как это делается необходимы создание коллаборативной среды, обучение в диалоге, как со сверстниками, так и с учителем, а также самостоятельное учение, продумывание его этапов и целевых установок. На любом уроке для ребенка должна быть создана коллаборативная среда. Ведь именно «в условиях коллаборативного обучения, учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разными убеждениями, ставить под сомнения другие концепции, и принимать активное участие» (Smith and Mac Gregor, 1992)[2]. Данный процесс я начала внедрять, как только мои ребята вошли на первый в их жизни школьный урок. Я сразу отметила, что коллаборативная среда нравится детям, т. к. именно она дает эмоциональный заряд уроку. Именно в ней дети становятся чуточку ближе друг к другу, узнают новое о себе, своих одноклассниках, учатся уважать чувства других. Работа в парах, группах с соблюдением определенных правил и выполнением определённых, постоянно меняющихся ролей учат ребят сотрудничать, прислушиваться к мнению одноклассников, отстаивать свою точку зрения. Работая в коллаборативной среде, применяя групповую работу, у ребят повышается учебная и познавательная мотивация, пропадает тревожность и страх, появляется ответственность за свои действия и действия одноклассников. При совместном выполнении заданий хорошо организуется взаимообучение, так как каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Коллаборативная среда и взаимное сотрудничество способствуют улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Говоря о диалоге, хочется также отметить, что он занимает центральное место как на уроке, так и вне его. С того момента, как ребенок вошел в класс, начинается процесс его коммуникации: со сверстниками, с учителем. И здесь очень важно правильно организовать диалог: быть активным слушателем того, что говорит ребенок. Поддерживать его высказывания, уточнять и аккуратно подводить к самокорректировке его неверных утверждений, создавать условия для рассуждений и саморефлексии своих действий, поступков. Сформированное умение делать выводы является важным фактором дальнейшего саморазвития и саморегуляции. В процессе подготовки к уроку я стараюсь хорошо продумывать формы работ, типы бесед, способствующие конструктивному диалогу школьников и достижения ими цели обучения. Мерсер выделяет 3 типа беседы: беседа-дебаты, кумулятивная беседа и исследовательская беседа. Используя их на практике, прихожу к выводу, что наибольшего успеха в рамках коллективного понимания и обучения можно достичь при организации исследовательской беседы, системное применение которой, способствует активизации познавательной деятельности школьника, повышению ее мотивации и развитию социальной компетенции. Дети становятся активнее, заинтересованнее. Они не боятся свободно высказывать свое мнение, даже если оно и неверное. Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, - наиболее прочные. Исследовательская беседа универсальна, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. При вовлечении учеников в исследовательскую беседу часто использую работу в малых группах, в парах, где у учеников есть возможность прийти к общему понимаю проблемы через выдвижение гипотез, обсуждение их вслух. При этом дети используют такие фразы и обороты как «возможно», «если», «может быть»; обосновывают свои идеи («потому что») и ищут поддержку со стороны группы («Не так ли?). Конечно, научиться младшему школьнику такому типу диалога нелегко, но при системной работе и поддержке учителя возможно. При организации исследовательской беседы использую побуждающий и подводящий диалоги, в основе которых лежит постановка вопросов как высокого, так и низкого порядка. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивают творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы я создаю проблемную ситуацию, используя стимулирующие, проблемные, открытые вопросы, рефлексивные задачи, загадки, «ловушки», странности, противоречия, а затем ставлю специальные реплики-вопросы для того, чтобы дети осознали эти противоречия и смогли самостоятельно сформулировать проблему урока. На этапе поиска решения я побуждаю учеников выдвигать и проверять гипотезы, т. е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок. Этот процесс очень нравится детям, хотя поначалу им было очень трудно и часто они придумывали или фантазировали. Но в процессе работы и накопления знаний мои ученики уже более серьезно относятся к выдвижению гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активно задействуют и соответственно развивают логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы я пошагово подвожу учеников к формулировке темы. На этапе поиска решения мы выстраиваем логическую цепочку к новому знанию, т. е. приходим к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. Таким образом, на исследовательских уроках я сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогаю ученикам поставить учебную проблему, т. е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. (Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация.) Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, т. е. «открытие» знания школьниками. (При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.) Приведу для примера исследовательский диалог в 3 классе по теме «Умножение двузначного числа на двузначное. Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Постановка проблемы. а) задание на известный материал б) задание на новый материал в) побуждение к осознанию проблемы г) побуждение к проблеме д) тема - Найди периметр прямоугольника со сторонами 12 см и 3 см - найди периметр прямоугольника со сторонами 27 см и 35 см. - Смогли решить? Кто справился? -у кого возникли затруднения? Где? - Чем данное произведение не похоже на предыдущее? Чего мы еще не знаем? - Кто может назвать тему сегодняшнего урока? Легко выполняют задание. Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация.) – Нет, не смогли. – Это новое умножение. – Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали. (Осознание проблемы.) – Умножение двузначного числа на двузначное число. (Тема.) Поиск решения. А) материал для выдвижения гипотез б) побуждение к гипотезам подсказка к решающей гипотезе в) презентация гипотез группами г) побуждение к проверке д) подсказка к плану е) вывод ж) учебник - Сейчас будете в группах решать выражение 27×35 Подходит к каждой группе: – Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? –Воспользуйтесь распределительным свойством! – Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. – Как проверить, какой из двух способов верный? – Может быть, воспользуемся каким-то прибором? – Делайте! Что получилось? – Значит, как надо умножать на двузначное число? – Сравните свой вывод с учебником. Разбиваются по группам, начинают работу. Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе. Представляют две гипотезы: 20 х 30 + 7 х 5 = 635 (ошибочная) 27 х 30 + 27 х 5 = 945 (решающая) Молчат. – Можно проверить на калькуляторе! (План проверки.) – При умножении на калькуляторе получается 945 (Аргумент.) Формулируют правило. (Открытие нового знания.) – Все верно. Таким образом, диалоговое обучение и коллаборативная среда способствуют формированию у школьников ключевых компетенций, обеспечивающих саморегуляцию процесса учения, повышают познавательную мотивацию, формируют готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности, способствуют воспитанию нравственных качеств. А это именно то, к чему мы и должны стремиться: сформировать функционально грамотную личность, обладающую навыками 21 века. Использованная литература Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832 Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье Мельникова Е. И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002