Инновации на уроках профессионального русского языка

Моя работа представляет собой общее понятие об инновации и план-конспект урока профессионального русского языка на тему «Терминология по специальности» в группе автомехаников с казахским языком обучения.

Автор: Матниязова Гульнар Кадиржановна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека. Инновация применительно к педагогическому процессу означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств. Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях разных типов. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики. В- вторых, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становятся анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. Приведу пример урока профессионального русского языка на тему «Терминология по специальности», проведенного в группе автомехаников. Цель урока - провести практические упражнения по усвоению лексического значения, морфологических признаков, этимологии терминов по специальности, употребления их в речи. Поставила следующие задачи: образовательная – выяснить, насколько студенты умеют распознавать термины /специфические свойтства / и их значения; развивающая - расширить словарный запас студентов терминами по специальности, совершенствовать навыки работы со словарями, развивать логическое мышление; воспитательная- воспитывать интерес к профессиональной лексике, любовь к выбранной профессии. Наглядность и оборудования, необходимые для решения цели и задач урока: детали автомобиля и их рисунки, сигнальные карточки, карточки с заданиями, плакат, маркер, стикер, словарь иностранных слов, словарь русского языка С. Ожегова, компьютер с интернетом. Методы и приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, игровой. Ход урока. І. Организация начала урока. Приветствие. - Необычное начало урока, настраивает внимание учащихся к уроку. Для этого начинаю доставать из шкафа инструменты и детали, студенты сразу называют их. Спрашиваю, в какую группу входят названные слова. - Я готова к уроку, а вы? Проверка готовности студентов к уроку. ІІ. Опрос домашнего задания. Две пары студентов работают над постером о терминах и профессионализмах. За это время остальные читают термины по профессии автомеханика, записанные в тетради дома и составленные предложения. После проверки упражнения на доске вывешиваются два плаката о свойствах терминов ипрофессиональных слов, студенты защищают свои работы. Остальные делают вывод: что общего между термином и профессионализмом и в чем их разница. Термины Профессиональные слова - отсутствие экспрессии и эмоциональности, а также образности; -не зависят от стиля общения; -четкое соответствие нормам профессионального языка. -наличие эмоциональной окраски речи и образности; -ограничена разговорным стилем; -отклонения от нормы профессионального общения. ІІІ. Закрепление пройденной темы. Игра “Чей термин?” Семеро студентов получают карточки с названиями профессий. Когда учитель называет термин, встает с места студент с названием профессии, в чей лексикон входит названный термин. Вывод: Какие свойства термина мы смогли понаблюдать? /употребляются только в определенной сфере деятельности/ Профессии: врач, музыкант, военный, математик, историк, шофер, юрист. Термины: опера, артиллерия, микстура, квадрат, император, аккумулятор, адвокат, кларнет, снаряд, бронхит, уравнение, крестьяне, карбюратор, прокурор, романс, десант, ингаляция, умножить, воевода, шиномонтаж, судья, скрипка, патрон, прививка, равенство, феодализм, бампер, свидетель, нота, батальон, фурункул, окружность, реформа, тормоз, обжалование. Ответ. врач музыкант военный математик историк шофер юрист микстура бронхит ингаляция прививка фурункул опера кларнет романс скрипка нота артиллерия снаряд десант патрон батальон квадрат уравнение умножить равенство окружность император крестьяне воевода феодализм реформа аккумулятор карбюратор шиномонтаж бампер тормоз двокат прокурор судья свидетель обжалова- ние ІV. Практические задания по теме: Задание 1. «Угадай меня!» Работа организуется в трех направлениях с тремя подгруппами студентов. Эрудиты по толкованию определяют термин. При затруднении на слайде появляется рисунок. Это подсказка. Эксперты по онлайн-словарю иностранных слов определяют происхождение слова. Писатели составляют с этими терминами словосочетания и предложение. Вопрос 1. Все агрегаты, передающие энергию от мотора к колёсам. Ответ: трансмиссия - это латинское слово transmission, что означает пересылка, передача, переход. Словосочетания: Трансмиссия автомобиля Работа трансмиссии Включение трансмиссии Предложение: В автомобилях часть трансмиссии (сцепление и коробка передач) входит в состав силового агрегата. Вопрос 2. Горизонтальная направляющая на автомобильной крыше, предназначенная для закрепления груза. Ответ: релинг (иногда: рейлинг), от английского слова rail — рейка, держатель аксессуаров. -Как мы называем это оборудование в повседневной жизни? Подберите синоним к слову. Багажник. Словосочетания: Релинг к Хонде Купить релинги Поперечные релинги Предложение: Релинги используют при перевозке на автомобиле габаритного груза. Вопрос 3. Зубчатый механизм, который перераспределяет тягу между колёсами, обеспечивая вращение с различной скоростью при прохождении автомобилем поворотов дороги. Ответ: дифференциал от латинского differentia - разность, различие. Словосочетания: Функции дифференциала Блокировка дифференциала Дифференциалы повышенного трения Предложение: Мы изучили устройство автомобильного дифференциала. Вопрос 4. Упругий элемент подвески транспортного средства. Ответ: Рессора - французское слово, которое переводится как «пружина». Словосочетания: Пружинная рессора Изготовление рессоры Предложение: Рессора передаёт нагрузку от рамы или кузова на ходовую часть и смягчает удары. Задание 2. 1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения и напишите в тетради.. 2. Подчеркните грамматическую основу предложения. 3. Определите: простое предложение или сложное. (Работа выполняется на доске тремя студентами из трех подгрупп)  А. Сидя в заднем сиденье, 1) ко мне подошла сестра 2) свет должен падать слева 3) удобно наблюдать за играющими малышами 4) низко наклоняется голова  В. Достав из кармана спички, 1) мой собеседник зажег свечу 2) продолжился рассказ моего собеседника 3) свет свечи заполнил комнату 4) мне пришлось долго искать свечку на полке  С. Подъехав к городу, 1) нам не удалось перекусить 2) у нас сломалась машина 3) мной овладел интерес к его достопримечательностям 4) все облегченно вздохнули Правильные ответы выделены курсивом. Задание 3 Анаграмма Переставьте буквы так, чтобы получилось слово  Рмотне /ремонт/  Рсивваотес /автосервис/  Слооке /колесо/  Иебннз /бензин/  Тоорм /мотор/  Авгдеилть /двигатель/  Акоттрр /трактор/  Биопрр /прибор/  Аезиммнх /механизм/  Аабикн /кабина/ Задание 4 Составьте с ними словосочетания типа прилагательное+существительное. Текущий Лучший Переднее Чистый Мощный Новый Гусеничный Измерительный Главный Широкая ремонт автосервис колесо бензин мотор двигатель трактор прибор механизм кабина V. Оценка знаний студентов и итог урока. Оценка - по набранным очкам. Особо отмечаются активные студенты и красивые ответы. VI. Задание на дом. Найти и написать термины автомеханика, связанные с именами ученых. Подготовить краткое сообщение об ученых. Например: Кардан - по имени итальянского математика Кардано (Сardano). Кардано Джерола́мо — итальянский математик, инженер, философ, медик и астролог. Карданный механизм - шарнирный механизм для передачи вращения от одного вала к другому при расположении валов под изменяющимся в процессе работы углом друг к другу; примен. в автомобилях, тракторах и других транспортных машинах. -До свиданья! Урок окончен.