Новые подходы к преподаванию – успешный путь к обновлению содержания образования

Традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных навыков. Одна из основных задач учителя – поиск новых методов, приемов обучения.

Автор: Пешкова Виктория Евгеньевна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Современное содержание образования направлено на развитие функциональной грамотности учащихся. Важное место в педагогической деятельности занимает тесное взаимодействие общеобразовательных школ и высших учебных заведений, что реализуется через научную грамотность будущих специалистов. В образовательных учреждениях при организации целостного педагогического процесса учитывается единство урочной и внеурочной деятельности учащихся. Для успешной реализации целей обучения и воспитания в школах активно внедряются инновационные методики и технологии образования: информационно-коммуникативные технологии, технологии развития критического мышления, исследовательские и проектные методы, игровые технологии, технологии проблемного обучения. Двадцать первый век бросает вызов всему, что нас окружает. В настоящее время очень быстро меняются и совершенствуются технологии, и, чтобы быть в курсе всех изменений, нужно постоянно учиться. Обучение сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Известные американские педагоги и тренеры по обучению учителей Гордон Драйден и Джаннетт Восс в своей книге «Революция в обучении» отмечают то, что действующую модель образования должна заменить модель индивидуального подхода к обучению. Будущая модель обучения должна основываться на принципах познавательной психологии: совершение самостоятельных открытий, активное участие в процессе обучения [1]. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Одной из стратегических целей образования в современной школе является воспитание творческой личности. Но самое главное для развития и реализации творческих способностей учащихся необходима целенаправленная систематическая деятельность педагогов. Традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных навыков. Монотонный, из урока в урок повторяющийся, алгоритм проведения занятий приводит к снижению познавательного интереса у детей в изучении различных предметов. Одна из основных задач учителя – поиск новых методов, приемов обучения. Частично это помогают решить занимательный материал, инновационные технологии, новые формы обучения, что позволит увлечь учащихся разных возрастов, снять на уроке напряжение и скованность, дать возможность ученикам использовать полученные знания на практике. Учителю необходимы организаторские навыки и умение удержать в поле зрения как можно большее число учеников, желательно всех. Кроме того, важно научиться оценивать сложность задаваемых вопросов, и если учитель хочет активизировать учащихся, то следует задавать вопросы, на которые они смогут ответить, т.е. вопросы должны быть доступны индивидуальному уровню учащегося. В дальнейшем такой организованный диалог может стать этапом к последующему монологическому ответу. В свете перехода государства на новую модель образования учителю необходимо использовать в своей практике преподавания и обучения семь модулей Программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан: 1. Новые подходы в преподавании и обучении; 2. Обучение критическому мышлению; 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения; 4. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании; 5. Обучение талантливых и одаренных детей; 6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников; 7. Управление и лидерство в обучении. Учитель, который применяет семь модулей на своих уроках, развивая функциональную грамотность у учащихся – это «современный учитель», так как этот педагог хорошо знает свой предмет, методику преподавания, владеет информацией о психолого-физиологических особенностях детей, любит каждого ребенка, уважает его как личность, и постоянно самосовершенствуется. Главное отличие современного содержания биологического образования – вариативность и разноуровневость. Идеи, определяющие новые подходы к преподаванию – гуманизация образования, развитие личности ребенка, его эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. В сегодняшнее время перед учителем стоит главная задача – не только развивать учащихся, но и создавать условия для их развития [2]. Учителя по-разному воспринимают новое. Кто-то говорит, что это все уже давно известно, описано в классических педагогических трудах. Другие скептически полагают, что в условиях нашей традиционной классно-урочной системы вряд ли получится реализовать все идеи программы. Третьи требуют пойти к первоисточникам теории. Но следует помнить, что к новому просто так не приходят, значит, этого требует вся система образования! Необходимо изменить не только систему обучения, но и образ мышления учителя. Нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения. Инновации сами по себе будут выбирать новые стратегии и подходы к обучению. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других – реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учителя все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. Но необходимо помнить, что обязательное условие роста профессионального мастерства — это понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем. Вот уже 8-й год каждый день я переступаю порог школы. Школа – это дом творчества. Я стремлюсь всегда донести детям на уроках биологии важность и значимость этого предмета в жизни, учу творчески мыслить, правильно жить, учиться с интересом. Современной школе предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности учащихся. Каждый учитель выбирает и использует их, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. Проанализировав работу по технологии развития критического мышления, выделяю наиболее эффективные приемы и методы для уроков биологии: кластеры, прием «тонкие» и «толстые» вопросы, прием «верные и неверные утверждения», стратегия Инсерт, синквейн, «Корзина идей», «Трехэтапное интервью», «Кулак-ладонь». Применение приемов и методов технологии развития критического мышления на уроках биологии дают результаты. Учащиеся активно участвуют в самостоятельном добывании знаний, формулируют цели, высказывают свои мысли, логически строят ответы на вопросы, творчески подходят к построению кластера. Таким образом, использование приемов ТРКМ на уроке позволяет эффективно соблюдать временной режим урока и поддерживать нужный темп урока. Использование данных приемов позволяет воспринимать информацию учащимся через различные каналы восприятия, активизируя разные полушария мозга. Это обеспечивает максимальную заинтересованность учащихся с разными физиологическими особенностями. Коренное улучшение качества урока, продуманное чередование видов работы и умелое применение активизации познавательной деятельности учащихся – все это основные условия успешного решения задач, поставленных перед школой. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков. Современный этап развития образования обеспечивает личностно ориентированный подход. Личностно ориентированное обучение основывается на жизненном опыте учащихся и необходимо для его обогащения. Чтобы достичь высоких результатов в обучении, нужно научить детей мыслить, решать проблемные ситуации, используя для этого знания из разных областей наук. Классно-урочная система предполагает массовую передачу знаний, умений, навыков учащимся. В современных условиях необходимо сделать акцент на воспитании свободной личности, творчески развитой, умеющей мыслить самостоятельно. Этого можно добиться, используя в школах проектную и научно-исследовательскую деятельность учащихся. Основной акцент здесь делается на самостоятельное добывание знаний, постановку опытов, проведение исследований [3]. Во время учебного процесса важно сформировать метакогнитивные умения. Формирование таких умений происходит благодаря переходу от репродуктивных умений к продуктивным и далее – к метакогнитивным. Некой точкой отсчета можно считать таксономию Б. Блума. К репродуктивному уровню знаний относятся уровни «знание» и «понимание». Продуктивный уровень знаний – применение, анализ и синтез, оценка. За когнитивными умениями следуют метакогнитивные: способность к планированию собственной учебной деятельности, самоанализу, самооценке, которые помогут учащимся выйти на способность к самообразованию. В процессе формирования метакогнитивных умений используются различные педагогические приемы, методы и стратегии ведения урока. Таким образом, ученики развивают в себе способность к самообразованию. А самообразование, в свою очередь, является проявлением рефлексивной способности, в которой субъектами учения выступают «я – ученик» и «я – учитель». Изучение и применение технологии развития критического мышления дает возможность учителю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности, а также своей деятельности на уроке. Это помогает учителю в профессиональном развитии. Благодаря рефлексии учитель способен осознать возникающие перед ним проблемы в условиях современного изменяющегося мира и передать эти способности своим учащимся. Технология развития критического мышления построена на рефлексии и одновременно обеспечивает ее развитие. Данная технология позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса, формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами самостоятельной работы. Рефлексия – необходимое условие того, чтобы учащийся и педагог видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, размышляли над возникающими проблемами, оценивали саму образовательную деятельность и ее результаты. Авторы технологии развития критического мышления в своих трудах ссылаются на Карла Поппера. В своей работе «Открытое общество и его враги» (1945) К. Поппер противопоставляет «открытое» и «закрытое» общество. Также в его работе рассматривается положение о критическом рационализме, которое свойственно «открытому» обществу. Теория «открытого» общества, согласно определению К. Поппера, описывает общество, которое объединяет разных людей с самыми разными точками зрения и различными интересами. Популярность идеи «открытого» общества в наше время усиливает значимость педагогических инноваций, связанных с этой идеей. Идея развития открытого критического мышления, возможность формирования навыков критического мышления нашли свое отражение в технологии развития критического мышления [4]. Во время проведения исследования «Рефлексия в практике» на своих уроках я интегрировала семь модулей и использовала современные подходы в образовании. В течение этого времени я проводила исследования на своих уроках, наблюдала за детьми, за их работой на уроке и процессом усвоения знаний. В каждой четверти для исследования было проведено по 1 уроку. Во время проведения исследования в 6 классе были выбраны 3 учащихся с разным уровнем обученности: высокий – исследуемый А, средний – исследуемый В, ниже среднего – исследуемый С. На протяжении трех уроков проводились наблюдения за работой этих учащихся. Исследуемый А постоянно готов к урокам, он мальчик начитанный, успешно владеет дополнительным материалом, может свободно высказать свое мнение по теме урока. Он может работать индивидуально и в группе. В группе он распределял задания между другими участниками, был спикером, дополнял ответы своей группы. При подведении итогов урока активно вносил дополнения. Исследуемый В тоже мальчик способный, но на уроках работает менее активно. Его больше привлекает индивидуальная работа. Владеет материалом, но не высказывает открыто свое мнение по изучаемым вопросам. Но во время проведения исследование произошли некоторые изменения. Ученик стал активно работать в группе, распределял задания в группе, высказывал свое мнение, начал проявлять качества лидера. Исследуемый С был тихим, спокойным учеником, инициативу в классе не проявлял. Довольно часто не мог сконцентрировать свое внимание на выполняемой работе. Поэтому учителю приходилось регулярно направлять этого ученика. Групповая форма работы помогла ребенку не боясь, высказывать свое мнение. Он начал выполнять соответствующие задания. И даже после проведения 3 урока он выполнил творческое задание (подготовил Мини-проект на тему: «ЗАЩИТИМ ЛЕС!!!»). Сначала он постеснялся выйти к доске и защитить свой проект перед всем классом. Но затем по просьбе учителя, он, преодолев свое стеснение, успешно выступил перед детьми. Совместная работа объединила детей этого класса. Дети стали активно работать в группах, стали больше прислушиваться друг к другу. Проведение опроса исследуемых учащихся позволяет видеть, как нужно построить урок, какие приемы и методы обучения применить, чтобы активизировать деятельность учащихся на уроках. Например, исследуемый А ответил, что групповая форма работы ему понравилась, он активно работал на уроках. Научился организовывать работу в группе, оказывать помощь ребятам. Он отметил, что во время групповой работы все ученики класса вовлечены в деятельность. Нет таких учеников, кто бы просто отсиживался на уроке, т.к. в каждой группе между всеми участниками распределялись роли. Исследуемый В сказал, что если раньше он предпочитал работать индивидуально, то теперь, работая в группе, ему несколько раз приходилось распределять задания, сам отвечал на сложные вопросы. Стал активно участвовать в обсуждении заданий лабораторных работ, защищал постер. Он очень тщательно обдумывал вопросы, советовался с группой, так как его назначали спикером. И когда была защита постера, мы просто не узнали его, так четко, последовательно, ясно, он никогда не говорил. Исследуемый С в своем ответе сказал, что раньше он стеснялся отвечать на уроке. Он стал уверенней, активно участвовал на уроках, не боялся высказывать свою точку зрения. В подведении итогов ученик С проявил свои скрытые способности. Показал оригинальность, самостоятельность при выполнении заданий, хорошее речевое развитие, т.е. у него вырос уровень когнитивных способностей. Более подробно хочется остановиться на 3 уроке. Тема этого урока «Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека», тема интересная. Целью урока я ставила рассмотреть значение хвойных растений в природе и в хозяйстве человека через применение стратегий развития критического мышления. Первым этапом урока, после организационного, была проверка домашнего задания, используя биологический диктант по предыдущей теме. Затем учащиеся выполняли взаимооценивание работ своих напарников. Этот приём наиболее эффективный на данной стадии урока, так как мне необходимо было проконтролировать выполнение домашнего задания. Следующий этап – изучение новой темы, разделила на три части. Первая часть – подведение к теме урока. Эту работу я выполнила, используя прием «Корзина идей». С целью актуализации знаний я предложила учащимся попробовать вспомнить, что они знают о значении хвойных растений. Этот прием наиболее эффективно подводит учащихся к теме урока. У учеников возникает настрой на мыслительную деятельность. Вторая часть этапа изучения новой темы заключается в самостоятельном изучении нового материала. Для того чтобы расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается работа с текстом. На данной стадии используется работа в группах (по 4 человека) для совершенствования процесса мышления. Учащиеся читают текст, составляют кластер, делают записи в тетрадях. От каждой группы выбирается спикер, который рассказывает другим группам о значении данного им вида хвойного растения. Группы оценивают работу друг друга. Вернувшись в конце урока, к целям урока, дети сделали вывод, что целей мы достигли. Вернулись к «Корзине идей», и, владея уже новыми сведениями о значении хвойных растений, ученики дополнили составленную в начале урока схему. Проведя рефлексию, используя прием «Аплодисменты», дети выразили свои позитивные чувства, которые они испытали во время урока. Чтобы достичь больших успехов в обучении, я не останавливаюсь на достигнутом. Я углубляю свои знания и продолжаю изучение и внедрение этого проекта. Я как учитель получила новый опыт работы с учащимися, ведь «Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому». Список литературы 1. 101 педагогическая идея. Как создать урок / В.И. Садкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 87 с. 2. Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с. 3. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С. 262–280. 4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – СПб.: КАРО, 2013. – 144 с.