Применение модульной технологии обучения на уроках информатики

Использование модульной технологии позволяет ученику самостоятельно организовывать свой труд на уроке, овладеть навыками самообразования, формирует навыки самоанализа, самоконтроля, самооценки; позволяет ученику работать свободно в индивидуальном по времени режиме. При работе по модулям учитель имеет возможность индивидуально консультировать каждого ученика, работать с одаренными детьми по отдельному плану.

Автор: Асилова Елена Федотовна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

В условиях обновления содержания образования остро назрела необходимость поиска новых систем организации учебно-воспитательного процесса, так как традиционная система всё больше приходит в противоречие с новыми требованиями, предъявляемыми со стороны общества к выпускнику общеобразовательной школы. Современному обществу требуется не только образованный выпускник, но и умеющий самостоятельно принимать решения, обладающий навыками самообразования, владеющий навыками самооценки, самовоспитания, самореализации, готовый к профессиональному выбору, хорошо ориентирующийся в современной обстановке. Указанные противоречия направляют учителей на поиск новых методов и обучающих технологий. К одной из таких технологий относится технология модульного обучения. Использование модульной технологии позволяет ученику самостоятельно организовывать свой труд на уроке, овладеть навыками самообразования, формирует навыки самоанализа, самоконтроля, самооценки; позволяет ученику работать свободно в индивидуальном по времени режиме. При работе по модулям учитель имеет возможность индивидуально консультировать каждого ученика, работать с одаренными детьми по отдельному плану. Все это способствует повышению интереса учащихся к изучению информатики, тем более, что информатика изучается всего 1 час в неделю. Технология модульно обучения зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов прошлого века как альтернатива традиционному обучению. Несмотря на солидный возраст использования данной технологии, существуют самые различные точки зрения, как на содержание самого понятия «модуль», так и на подходы к конструированию модульных программ. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Модуль включает в себя: • законченный блок информации; • целевую программу действий ученика; • советы учителя по ее успешной реализации. Основные отличия модульного обучения от других систем обучения:  Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных блоках усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, в каждом блоке (учебном элементе) отображены советы учителя в письменной форме, как рационально действовать.  Изменяется форма общения учителя с учащимися. Учитель общается с учениками как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально.  Ученик работает большую часть времени самостоятельно, учится планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Каждый ученик может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них, оказания дозированной персональной помощи. При составлении модуля используют следующие правила: 1. В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения. 2. Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т. п. Цель — выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их. 3. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Цель — выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой. В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости (листе оценок), на основании которой выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его способности и усилия. Для реализации принципа обратной связи большое значение имеет структура модуля. Он состоит из выделенных учебных элементов (УЭ) основных и трёх дополнительных: в начале модуля имеется нулевой учебный элемент (УЭ 0), в кото ром записываются цели модуля, в предпоследнем учебном элементе дано резюме (или обобщение), последний УЭ содержит задания для выходного контроля. Модуль может быть представлен в виде таблицы 1. Таблица 1. Структура модуля с полной самостоятельной деятельностью ученика. Номер учебного элемента (УЭ) Название учебного элемента (УЭ) Управление обучением (содержание, формы, методы) УЭ 0 Цели и задачи модуля Необходимые знания и умения УЭ 1 Учебные элементы Пояснения к учебному материалу. УЭ 2 Обобщение Источники информации, алгоритмы решения. УЭ 3 Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трем уровням) Ответы, внутрипредметные связи и т. д. В начале урока каждый учащийся получает разработанную учителем инструкционную карту (см. приложение), в которой весь учебный материал разбит на учебные элементы (УЭ). Выполняя эти УЭ, ученик овладевает необходимыми знаниями, сам контролирует освоение изучаемого материала в контрольном листе и учится сотрудничать с одноклассниками. Пример контрольного листа показан в таблице 2. Таблица 2 Контрольный лист учащегося Номер инструкционной карты Ф. И. учащегося Номер учебного элемента (УЭ) Количество баллов Оценка 1 Иванов УЭ 1 5 Владимир УЭ 2 2 УЭ 3 2 УЭ 4 5 УЭ 5 13 УЭ 6 5 Итого 32 4 Баллы можно было набрать, не только выполняя задания, но и выполняя творческую работу. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Его цель – выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить его. После завершения работы с модулем осуществлялся выходной контроль. Его цель – выявить уровень усвоения модуля. Выходной контроль осуществляется путем создания творческих проектов и компьютерных тестирований. При модульном обучении каждый ученик (слабый или сильный) включается в активную учебно-познавательную деятельность. При выявлении педагогических условий, позволяющих использование модульной технологии необходимо учитывать: личные склонности и потребности учащихся; требования государства и общества, предъявляемые к выпускникам школы, отраженные в нормативно-правовых документах. Таким образом, на основании вышеизложенного, считаю, что активизация процесса обучения учащихся на основе модульной технологии возможна при соблюдении следующих педагогических условий: • компетентность педагога в вопросах применения модульной технологии; • психологическая готовность учащихся к инновациям в учебном процессе; • наличие разработанных модульных программ, имеющих гибкую структуру, состоящую из отдельных модульных блоков, которые в свою очередь, состоят из обучающих модулей (учебных элементов); • организация модульного обучения на основе дифференцированного подхода; • возрастание роли самостоятельности в процессе обучения и самоконтроля учащихся; • наличие учебно-методических материалов, позволяющих активизировать процесс обучения на основе модульной технологии; • обеспеченность учебно-материальной базой средствами компьютерных телекоммуникаций, системами опосредованного управления процессом обучения и программными продуктами (тестовыми программами); • рефлексивная готовность учащихся к обучению на основе применения модульной технологии; • индивидуализация обучения; • мотивация к обучению. Таким образом, по моему мнению, модульная технология впитала в себя лучшее из других педагогических технологий и позволяет активизировать процесс обучения, что положительно сказывается на качестве знаний обучающихся. Существуют и определенные трудности в использовании модульной технологии. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Задача учителя как раз и заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи. Другая проблема связана с тиражированием модулей. Тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда. В результате теоретического изучения и экспериментальной работы на уроках информатики по внедрению в учебный процесс технологии модульного обучения можно сделать следующие выводы: 1. Процесс формирования знаний учащихся на уроках информатики строится на принципе модульности и открытости. 2. Эффективность влияния модульного обучения на формирование знаний учащихся следует рассматривать с точки зрения включенности личности в этот процесс. Технология модульного обучения является наиболее перспективной технологией для проведения уроков информатики. Она позволяет сократить время учебного курса на 30% без ущерба для здоровья учащихся. Хочется отметить, что при подготовке к каждому уроку, уже существующие модули постоянно изменяются и совершенствуются. Приложение Инструкционная карта № 1 Модуль 1. Графический редактор Paint. Подмодуль 1. Работа в графическом редакторе Paint. Цели урока: • Дать основные понятия графического редактора Paint. • Познакомить учащихся с запуском и инструментами графического редактора. • Развивать навыки работы с электронным учебником. • Воспитать интерес к предмету информатика. Учащиеся должны знать: • что такое графический редактор; • для чего можно использовать графический редактор; • из каких элементов состоит окно редактора Paint; • как настраивать панели в окне редактора. Учащиеся должны уметь: • запускать графический редактор; • создавать и редактировать рисунки. Максимальное количество баллов за урок: 35 баллов 34 – 35 баллов – оценка «5» 32 – 33 балла – оценка «4» 29 -31 балл – оценка «3» Учебный план урока №УЭ УЧЕБНЫЙ ПЛАН с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала УЭ-0 Знакомство с темой и целями урока, требованиями к знаниям. 2-3 мин. Рационально используй время урока. УЭ-1 ЦЕЛЬ: знакомство с графическим редактором. Запуск программы. 1. Откройте тетради и запишите тему урока и дату. 2. Займите место за рабочим столом. 3. Просматривая электронный учебник, делайте записи в тетрадях. 4. Управляйте презентацией с помощью стрелок. Возьмите с собой за рабочий стол компьютера тетрадь, ручку, линейку. 10 мин За конспект урока 5 б. УЭ-2 ЦЕЛЬ: проверка полученных знаний Задание 1. 1 3-5 мин 0, 5 б за каждый правильный ответ Выбираешь правильный ответ из слов для справок. Сохранишь документ под именем Задание 1 в папке «Ответы» на рабочем столе. УЭ-3 ЦЕЛЬ: знакомство учащихся с видом окна графического редактора. 1. Внимательно рассмотрите название элементов окна. 2. Откройте следующий слайд. 5-7 мин Перечертите таблицу в тетрадь и запишите по пунктам название элементов окна. 0, 5 б за каждый элемент. УЭ-5 ЦЕЛЬ: поиск информации в Internet. 1. Открыть следующий слайд. 2. Нажать на ссылку. 3. Найти ответ в поисковой системе на вопрос: «Что такое Палитра?». 3-5 мин. 15 б за правильный ответ. Ответ записать в тетрадях. Затем обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Он выставит вам баллы. На доску вывешивается ответ по окончании времени. УЭ-6 ЦЕЛЬ: определить правильную последовательность этапов создания рисунка. 1. Найти в учебнике ответ на вопрос: «Правильная последовательность этапов создания рисунков». 2. Ответ записать в тетрадь. 5 мин 5 б. за правильный ответ. УЭ-7 ЦЕЛЬ: подведение итогов урока. 1. Что нового узнали? 2. Выставление баллов в оценочные листы и их сдача 3-5 мин УЭ-9 ЦЕЛЬ: домашнее задание 1. Подготовить сообщение о других, известных вам графических редакторах. 2. Выучить записи в тетради. 1-2 мин