Применение модульной технологии обучения на уроках информатики
Использование модульной технологии позволяет ученику самостоятельно организовывать свой труд на уроке, овладеть навыками самообразования, формирует навыки самоанализа, самоконтроля, самооценки; позволяет ученику работать свободно в индивидуальном по времени режиме. При работе по модулям учитель имеет возможность индивидуально консультировать каждого ученика, работать с одаренными детьми по отдельному плану.
Автор: Асилова Елена Федотовна
Современные инновации в образовании
В условиях обновления содержания образования остро назрела необходимость поиска новых систем организации учебно-воспитательного процесса, так как традиционная система всё больше приходит в противоречие с новыми требованиями, предъявляемыми со стороны общества к выпускнику общеобразовательной школы. Современному обществу требуется не только образованный выпускник, но и умеющий самостоятельно принимать решения, обладающий навыками самообразования, владеющий навыками самооценки, самовоспитания, самореализации, готовый к профессиональному выбору, хорошо ориентирующийся в современной обстановке.
Указанные противоречия направляют учителей на поиск новых методов и обучающих технологий. К одной из таких технологий относится технология модульного обучения.
Использование модульной технологии позволяет ученику самостоятельно организовывать свой труд на уроке, овладеть навыками самообразования, формирует навыки самоанализа, самоконтроля, самооценки; позволяет ученику работать свободно в индивидуальном по времени режиме. При работе по модулям учитель имеет возможность индивидуально консультировать каждого ученика, работать с одаренными детьми по отдельному плану. Все это способствует повышению интереса учащихся к изучению информатики, тем более, что информатика изучается всего 1 час в неделю.
Технология модульно обучения зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов прошлого века как альтернатива традиционному обучению. Несмотря на солидный возраст использования данной технологии, существуют самые различные точки зрения, как на содержание самого понятия «модуль», так и на подходы к конструированию модульных программ.
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы над модулем.
Модуль включает в себя:
• законченный блок информации;
• целевую программу действий ученика;
• советы учителя по ее успешной реализации.
Основные отличия модульного обучения от других систем обучения:
Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных блоках усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, в каждом блоке (учебном элементе) отображены советы учителя в письменной форме, как рационально действовать.
Изменяется форма общения учителя с учащимися. Учитель общается с учениками как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально.
Ученик работает большую часть времени самостоятельно, учится планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Каждый ученик может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них, оказания дозированной персональной помощи.
При составлении модуля используют следующие правила:
1. В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.
2. Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т. п.
Цель — выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.
3. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль.
Цель — выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.
В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости (листе оценок), на основании которой выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его способности и усилия.
Для реализации принципа обратной связи большое значение имеет структура модуля. Он состоит из выделенных учебных элементов (УЭ) основных и трёх дополнительных: в начале модуля имеется нулевой учебный элемент (УЭ 0), в кото
ром записываются цели модуля, в предпоследнем учебном элементе дано резюме (или обобщение), последний УЭ содержит задания для выходного контроля. Модуль может быть представлен в виде таблицы 1.
Таблица 1.
Структура модуля с полной самостоятельной деятельностью ученика.
Номер учебного элемента (УЭ) Название учебного элемента (УЭ) Управление обучением (содержание, формы, методы)
УЭ 0 Цели и задачи модуля Необходимые знания и умения
УЭ 1 Учебные элементы Пояснения к учебному материалу.
УЭ 2 Обобщение Источники информации, алгоритмы решения.
УЭ 3 Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трем уровням) Ответы, внутрипредметные связи и т. д.
В начале урока каждый учащийся получает разработанную учителем инструкционную карту (см. приложение), в которой весь учебный материал разбит на учебные элементы (УЭ). Выполняя эти УЭ, ученик овладевает необходимыми знаниями, сам контролирует освоение изучаемого материала в контрольном листе и учится сотрудничать с одноклассниками. Пример контрольного листа показан в таблице 2.
Таблица 2
Контрольный лист учащегося
Номер инструкционной карты Ф. И. учащегося Номер учебного элемента (УЭ) Количество
баллов Оценка
1 Иванов УЭ 1 5
Владимир УЭ 2 2
УЭ 3 2
УЭ 4 5
УЭ 5 13
УЭ 6 5
Итого 32 4
Баллы можно было набрать, не только выполняя задания, но и выполняя творческую работу.
Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Его цель – выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить его. После завершения работы с модулем осуществлялся выходной контроль. Его цель – выявить уровень усвоения модуля.
Выходной контроль осуществляется путем создания творческих проектов и компьютерных тестирований.
При модульном обучении каждый ученик (слабый или сильный) включается в активную учебно-познавательную деятельность. При выявлении педагогических условий, позволяющих использование модульной технологии необходимо учитывать: личные склонности и потребности учащихся; требования государства и общества, предъявляемые к выпускникам школы, отраженные в нормативно-правовых документах.
Таким образом, на основании вышеизложенного, считаю, что активизация процесса обучения учащихся на основе модульной технологии возможна при соблюдении следующих педагогических условий:
• компетентность педагога в вопросах применения модульной технологии;
• психологическая готовность учащихся к инновациям в учебном процессе;
• наличие разработанных модульных программ, имеющих гибкую структуру, состоящую из отдельных модульных блоков, которые в свою очередь, состоят из обучающих модулей (учебных элементов);
• организация модульного обучения на основе дифференцированного подхода;
• возрастание роли самостоятельности в процессе обучения и самоконтроля учащихся;
• наличие учебно-методических материалов, позволяющих активизировать процесс обучения на основе модульной технологии;
• обеспеченность учебно-материальной базой средствами компьютерных телекоммуникаций, системами опосредованного управления процессом обучения и программными продуктами (тестовыми программами);
• рефлексивная готовность учащихся к обучению на основе применения модульной технологии;
• индивидуализация обучения;
• мотивация к обучению.
Таким образом, по моему мнению, модульная технология впитала в себя лучшее из других педагогических технологий и позволяет активизировать процесс обучения, что положительно сказывается на качестве знаний обучающихся.
Существуют и определенные трудности в использовании модульной технологии. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Задача учителя как раз и заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи. Другая проблема связана с тиражированием модулей. Тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда.
В результате теоретического изучения и экспериментальной работы на уроках информатики по внедрению в учебный процесс технологии модульного обучения можно сделать следующие выводы:
1. Процесс формирования знаний учащихся на уроках информатики строится на принципе модульности и открытости.
2. Эффективность влияния модульного обучения на формирование знаний учащихся следует рассматривать с точки зрения включенности личности в этот процесс.
Технология модульного обучения является наиболее перспективной технологией для проведения уроков информатики. Она позволяет сократить время учебного курса на 30% без ущерба для здоровья учащихся. Хочется отметить, что при подготовке к каждому уроку, уже существующие модули постоянно изменяются и совершенствуются.
Приложение
Инструкционная карта № 1
Модуль 1. Графический редактор Paint.
Подмодуль 1. Работа в графическом редакторе Paint.
Цели урока:
• Дать основные понятия графического редактора Paint.
• Познакомить учащихся с запуском и инструментами графического редактора.
• Развивать навыки работы с электронным учебником.
• Воспитать интерес к предмету информатика.
Учащиеся должны знать:
• что такое графический редактор;
• для чего можно использовать графический редактор;
• из каких элементов состоит окно редактора Paint;
• как настраивать панели в окне редактора.
Учащиеся должны уметь:
• запускать графический редактор;
• создавать и редактировать рисунки.
Максимальное количество баллов за урок: 35 баллов
34 – 35 баллов – оценка «5»
32 – 33 балла – оценка «4»
29 -31 балл – оценка «3»
Учебный план урока
№УЭ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0 Знакомство с темой и целями урока, требованиями к знаниям. 2-3 мин. Рационально используй время урока.
УЭ-1 ЦЕЛЬ: знакомство с графическим редактором. Запуск программы.
1. Откройте тетради и запишите тему урока и дату.
2. Займите место за рабочим столом.
3. Просматривая электронный учебник, делайте записи в тетрадях.
4. Управляйте презентацией с помощью стрелок. Возьмите с собой за рабочий стол компьютера тетрадь, ручку, линейку.
10 мин
За конспект урока 5 б.
УЭ-2 ЦЕЛЬ: проверка полученных знаний
Задание 1. 1 3-5 мин
0, 5 б за каждый правильный ответ
Выбираешь правильный ответ из слов для справок. Сохранишь документ под именем Задание 1 в папке «Ответы» на рабочем столе.
УЭ-3 ЦЕЛЬ: знакомство учащихся с видом окна графического редактора.
1. Внимательно рассмотрите название элементов окна.
2. Откройте следующий слайд.
5-7 мин
Перечертите таблицу в тетрадь и запишите по пунктам название элементов окна.
0, 5 б за каждый элемент.
УЭ-5 ЦЕЛЬ: поиск информации в Internet.
1. Открыть следующий слайд.
2. Нажать на ссылку.
3. Найти ответ в поисковой системе на вопрос: «Что такое Палитра?». 3-5 мин.
15 б за правильный ответ. Ответ записать в тетрадях. Затем обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Он выставит вам баллы. На доску вывешивается ответ по окончании времени.
УЭ-6 ЦЕЛЬ: определить правильную последовательность этапов создания рисунка.
1. Найти в учебнике ответ на вопрос: «Правильная последовательность этапов создания рисунков».
2. Ответ записать в тетрадь. 5 мин
5 б. за правильный ответ.
УЭ-7 ЦЕЛЬ: подведение итогов урока.
1. Что нового узнали?
2. Выставление баллов в оценочные листы и их сдача 3-5 мин
УЭ-9 ЦЕЛЬ: домашнее задание
1. Подготовить сообщение о других, известных вам графических редакторах.
2. Выучить записи в тетради. 1-2 мин