Современные инновации в дополнительном образовании (ДМШ)

В настоящее время миром управляет информация. Развитие Интернет – технологий происходит стремительно. Каждый год появляется что-то новое, усовершенствуются существующие системы.

Автор: Звягина Лилия Сергеевна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

В настоящее время миром управляет информация. Развитие Интернет – технологий происходит стремительно. Каждый год появляется что-то новое, усовершенствуются существующие системы. Современные технологии и средства связи, интернет сервисы и социальные сети оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира. Естественно, что процесс обучения тоже меняется. Учитель вносит в учебный процесс новые методы подачи информации, наряду с традиционными методами обучения. Трудно представить, как учитель прошлого столетия «ломал голову» над тем, как заинтересовать детей на своих уроках. Помню, как приходилось рисовать плакаты на ватманах, карточки… Первые шаги в освоении глобальной сети интернет были связаны с поиском информации об уходе за ребёнком, так как я была в декретном отпуске и, наконец-то, имела возможность заняться интересующими вопросами. Это регистрация и использование электронной почты, создание своих сайтов на готовых платформах, создание и активное участие в блогах, поиск и общение в одноклассниках, в контакте и других социальных сетях. Добралась даже до Блогуна. Некоторое время назад, меня пригласили работать в Детскую музыкальную школу. И выйдя на работу после декрета, обратила внимание, что преподаватели нашей музыкальной школы работают без использования Интернета. Например, если посылали работу для издания в журнал или газету, то пользовались сначала телефоном, потом обычной почтой. Потом если у редакторов возникали какие-то вопросы, опять созванивались, что-то переделывали, потом опять отправляли тем же способом. Всё бы ничего, но представляете, сколько времени идёт письмо почтой?! Сейчас все в нашем коллективе пользуются электронной почтой, по которой мы получаем приглашения для участия в различных конкурсах, фестивалях, конференциях, вебинарах. Помимо этого работы для издания в периодической печати тоже отправляем почтой – email. Прогресс дошёл до того, что даже за участие в каком-то проекте мы оплачиваем, не выходя из дома – электронными деньгами. Активно пользуемся Яндекс и Google – в основном, как интернет поисковой системой. Для работы легко найти нужную информацию в интернете через википедии и другие электронные словари. Потом эту информацию можно сохранить у себя на компьютере либо на каком-нибудь сервере для хранения документов. Самый продвинутый Document Google – бесплатный онлайн-офис, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена. Для обработки документов и для их создания в работе использую следующие программы: Microsoft Office Word, Excel, Picture Manager, PowerPoint. Эти программы позволяют подготовиться к уроку – сделать календарные и поурочные планы, подготовиться к теоретическим дисциплинам, таким как музыкальная литература и музыкальная грамота; обработать информацию, сделать презентацию или сравнительный анализ в виде различных диаграмм и многое другое. Много готовых презентаций к урокам можно скачать с определённых сайтов, можно подготовить необходимые презентации для уроков или мероприятий самостоятельно. Большое преимущество для работы дают сайты, на которых собраны огромные количества музыкальных произведений, причем они доступны для слушания и для скачивания. Ничего не имею против проигрывателей и грамм пластинок, но какое удовольствие загрузить музыку на флешку и слушать на уроке фрагменты музыкальных произведений без лишних шумовых эффектов. Таким образом, большим помощником для подготовки к работе служит именно Интернет и, конечно, компьютер. В данное время Детскую музыкальную школу приравняли к дополнительному образованию. Хотя, учащиеся после завершения обучения получают свидетельство с начальным профессиональным образованием. Музыкальное образование представляет собой передачу большой традиционной культуры, выработанной человеком на протяжении веков. От музыканта к музыканту, от учителя к ученику в течение столетий передается эта культура, получившая название классической (уж не от слова ли «класс» - то, что передается через специальное обучение в классе?). Профессиональное образование вбирает в себя изучение установленных музыкальными науками правил, освоение и анализ существующей музыкальной традиции, музыкальной «литературы» - то есть того, что записано музыкальными «литерами» - нотами. Изучение истории музыки, изучение и освоение особенностей и практики игры на музыкальных инструментах и искусства пения, умения совместного музицирования, постижения сценических жанров музыки и так далее. Музыкальное воспитание – это все то, что составляет реакцию на музыкальную культуру времени, все, что впитывает человек из звучащей современной среды – будь то народные песни, народные празднества, церковное богослужение или театральный, оперный спектакль. А с точки зрения музыканта-педагога музыкальное воспитание – это подготовка природных данных ученика к восприятию музыкального образования. Подготовка природных данных ученика, как физиологических, так и интеллектуальных, к восприятию музыкального образования – является – для педагога – музыкальным воспитанием. Ошибочно было бы думать, что музыкальное воспитание, предшествуя музыкальному образованию, заканчивается там, где начинается музыкальное образование. Когда в начальном периоде музыкальное образование преобладает над музыкальным воспитанием, ученику многое становится трудным, пропадает стремление к общению с музыкой. Ребенок занимается в ДМШ без всякого желания или бросает школу. Чтобы ребенок мог осознать основы музыкальной грамоты, необходимо подготовить его слух, мышление, ритм, движения, память, эмоциональное восприятие. Это важная вступительная стадия работы в начальном периоде обучения. Результаты работы, первое выступление ребенка перед слушателями, эстрадные выступления – все это возможно лишь после того, как музыкальное воспитание проявило и укрепило природные данные, создало основу для приобщения ученика к дисциплине музыкального слуха, ритма, исполнительского контроля за звучанием музыкального произведения, пусть даже не вполне сложного. Мы живем в поселке, поэтому как городские школы не имеем возможности принимать участие в различных городских мероприятиях. Очень хорошим мотиватором и для учителей и для учащихся являются сайты, которые предлагают участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях и вебинарах. Наши преподаватели и учащиеся с большим удовольствием участвуют в таких замечательных конкурсах, как Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд», Международная олимпиада по Музыке «Композиторы», Международный чемпионат дошкольников «Музыка», - это конкурсы для учащихся, которые предлагает Центр дополнительного образования «Снейл» ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет». Но здесь же на сайте https://nic-snail. ru/ могут проявить себя и учителя, преподаватели, например в 2015 году мне повезло участвовать в I Международном конкурсе «История успеха. Интернет-сервисы в моей педагогической практике», III Международной научно-практической конференции «Интернет-сервисы в образовании», а также в III Всероссийском конкурсе методических разработок «Лучшая презентация к учебному занятию» и III Мееждународном конкурсе «Мой лучший урок 2014-2015 учебного года» - эти мероприятия проходили в рамках VI Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна». Для проверки своих знаний учителя круглый год могут участвовать в разнообразных блиц-олимпиадах Всероссийского конкурса «Умната». На протяжении нескольких лет активно пользуюсь такими сайтами, как http://novyurok. ru/, https://multiurok. ru/, https://infourok. ru/, https://videouroki. net – это сайты для учителей, где проходят конкурсы, блиц-турниры, олимпиады. Я выбираю в основном мероприятия по музыке, чаще всего это тестовые задания. На этих сайтах можно печатать свои учительские разработки и получать при этом свидетельства о публикации своих работ, кроме того можно использовать материалы других учителей. Более того, здесь же проходят дистанционные курсы для учителей. www. maam. ru – это международный образовательный портал, в котором можно создать своё электронное портфолио, а также публиковать свои методические разработки. Педагог. kz и Учительский сайт также дают возможность размещать свои педагогические разработки с получением документа, свидетельствующего о публикации. А следующие сайты позволяют нам преподавателям и учащимся Детской музыкальной школы показать свои таланты и поучаствовать во Всероссийском заочном вокальном и музыкальном конкурсе для детей и взрослых «Мелодинка» в номинации «Инструментальный жанр», во Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха» в номинации «Вокальное и музыкальное творчество». Республиканское Творческое Объединение «В мире музыки» позволяет нашим юным музыкантам принять участие в Республиканском Творческом фестивале «В мире музыки». Немного о том, как происходит подготовка и участие в дистанционных музыкальных конкурсах. В начале года преподаватель с учениками выбирают программу, а именно пьесы, этюды, полифонии и другие произведения. Далее идет длительный процесс: разбирают музыкальные произведения. Итак, начинается работа над звуком, аппликатурой. Отрабатываются ритмически трудные места. Работаем над динамическими оттенками, затем над выразительным исполнением. Работа над техникой – если произведение подвижного характера, то постепенно прибавляем темп. Следующий этап - произведения, которые готовим к конкурсу, играем на публике, а именно делаем концерты для родителей, для учащихся школы и других преподавателей. И вот когда ученик проходит все эти ступеньки – мы делаем видеозапись и отправляем для участия в музыкальном конкурсе. И только на первый взгляд это кажется легко. Некоторые дети довольно уверенно играют на публике, но как только появляется видеокамера, учащиеся теряются, начинают ошибаться. И иногда случается, что так и не удаётся сделать такую запись… Таким образом, подготовка к дистанционным конкурсам – это огромный труд преподавателя и учащегося! Это такая же работа, как подготовка к любому конкурсу. Благодаря организаторам таким музыкальных сайтов, многим ученикам дается уникальная возможность показать себя миру и поучаствовать в музыкальных конкурсах. В ДМШ учатся дети из разных семей, и участвовать в городских, областных и международных конкурсах – очно – не имеют возможности. Работа в Детской музыкальной школе интересная, творческая и мне очень нравится. Но я была просто в восторге, когда у нас появился клавишный синтезатор!! Начались перемены. И появился дополнительный урок - предмет по выбору «синтезатор». Играя несложные пьесы на этом инструменте, дети развивают свой слух, чувство ритма и творческое воображение. Они выражают себя в музыке, подбирая музыкальные ритмы, меняя темпы и просто подбирая мелодию по слуху или подбирая к ней аккомпанемент. У меня 15 лет педагогического стажа. Но самореализация для меня – это именно эти уроки. Учащиеся с таким восторгом играют на клавишах, иногда даже пытаются двигаться ритмически под музыку. Под собственную музыку! Именно этого восторга и радости не хватает на других уроках. Мы больше обучаем ребят, которые имеют средние музыкальные данные, кто не стремится стать профессиональным музыкантом и желает научиться исполнять популярную музыку для себя. Вы можете сделать предположение, что игра на синтезаторе – это никому не нужные популярные песенки. Нет! На уроках мы играет классическую музыку Бетховена, Баха, Гайдна, Моцарта… Проходим сонаты, этюды, даже отрывки из симфоний. Но звучит целый оркестр!!! И если ребёнок ошибся, хотя бы в одной ноте будет слышна фальшь, как будто ошибся весь оркестр. Думаю, что эти уроки активно и эмоционально развивают способности детей, чуткость к восприятию. И именно музыкальное воспитание способствует гармоничному развитию личности, его интеллектуальных возможностей, приучает к трудолюбию, самостоятельности, воспитывает лучшие качества характера, укрепляет волю. Сегодня многие музыкальные школы и школы искусств перешли на интересные экспериментальные программы, творчески внедряют новые методы индивидуального и группового обучения. Думаю, что идти в ногу со временем – это дело чести каждого учителя! Так ли это?! Нас рассудит только время. Свою работу я хотела бы закончить словами В. О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь». Я люблю свою работу. И стараюсь делать все свои занятия запоминающимися, интересными и понятными для учащихся. Мне доставляет радость видеть их сияющие и любознательные глаза, и я радуюсь вместе с ними их маленьким победам и успехам!