Инклюзивное образование в Казахстане

Если взглянуть на данные о зарегистрированном количестве детей с инвалидностью, мы увидим, что в большинстве стран Центрально-Азиатского региона это количество увеличилось за последние несколько лет. Если посмотреть в глобальном масштабе в среднем порядка 5% детей - это дети с умеренной или серьезной инвалидностью. Если мы посмотрим относительную перспективу в казахстанской ситуации - примерно 1, 3% детей до 18 лет имеют инвалидность.

Автор: Куандыков Асет Раульевич

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Если взглянуть на данные о зарегистрированном количестве детей с инвалидностью, мы увидим, что в большинстве стран Центрально-Азиатского региона это количество увеличилось за последние несколько лет. Если посмотреть в глобальном масштабе в среднем порядка 5% детей - это дети с умеренной или серьезной инвалидностью. Если мы посмотрим относительную перспективу в казахстанской ситуации - примерно 1, 3% детей до 18 лет имеют инвалидность. Причины увеличения числа детей с инвалидностью в Казахстане; - инвалидность уже не становится клеймом, люди больше готовы сообщить и зарегистрировать своих детей с инвалидностью. Кроме этого, это может быть связано с более хорошим скринингом после рождения ребенка, то есть то, что обнаруживается на раннем возрасте. Возможно, это связано с изменением определения инвалидности, - переход от исключительно медицинского к социальной инклюзивной модели инвалидности в некотором плане также приводит к увеличению количество детей, которые определяются как люди с инвалидностью, которые живут с инвалидностью, - с другой стороны, активное развитие интегративных процессов в современной науке, политике, экономике, существенное ускорение темпов развития социальной жизни в целом и образования в частности актуализирует задачу перехода от эмпирических обобщений практики построения образования на интегративной основе к опережающему научно-теоретическому осмыслению фундаментальных законов и принципов интеграции образования. Детская инвалидность в Казахстане С каждым годом все большее значение в оценке уровней и тенденций инвалидности населения приобретает детская инвалидность. Наибольшее количество детей-инвалидов проживает на территориях социально и экологически неблагополучных. Рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в малых городах и сельских поселениях дети-инвалиды нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Безусловно, играет негативную роль и то, что география создания образовательных учреждений не всегда соблюдается. Многие дети - инвалиды в настоящее время имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями, о продвижении и развития инклюзивного образования. Понятие и значение инклюзивного образования Инклюзивные подходы могут поддержать детей с ограниченными возможностями в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Обоснование необходимости инклюзивного образования: * обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени; * анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей; * анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми. Ключевые принципы инклюзивного образования: * дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу; * программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в практике "комбинированному") детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду; * все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными; * индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку; * инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении. Инклюзивное образование в Казахстане Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1, 3 от общего числа детей). Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой "без барьерной среды" (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т. п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования. Особую актуальность сегодня приобретают исследования общественного мнения о проблемах доступности высшего образования и способах их решения. Исследователи ставят задачу выяснить, каковы представления школьников, студентов, их родителей, учителей, работодателей, руководителей и преподавателей государственных и негосударственных вузов, работников государственных и негосударственных служб по трудоустройству о различиях в качестве высшего образования (в том числе бакалавриата, магистратуры, аспирантуры в государственных и негосударственных вузах) и в возможностях получения разного по качеству образования. Очевидно, что большинство школ и вузов не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами: нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для инвалидов (персональный наставник-помощник, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья). Лишь в некоторых вузах существуют центры по обучению студентов-инвалидов. Переход к инклюзивному образованию в отечественном контексте в принципе уже был предопределен тем, что Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН в области прав детей, прав инвалидов: Декларация прав ребенка; Декларация о правах умственно-отсталых; Декларация о правах инвалидов; Конвенция о правах ребенка. Но чтобы Казахстан стал цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать институциальные условия для реализации прав инвалидов. Система образования в современном Казахстане переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом на повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому вопросу далеко не однородно. Сегодня существуют различные формы содействия в получении высшего образования для различных социально-уязвимых групп населения: законодательное регулирование условий получения высшего образования, финансовая поддержка, информационное обеспечение, социальная реабилитация, позитивная дискриминация. Все эти формы находятся на разной ступени своего развития и обладают различной степенью эффективности. Правовая основа для инклюзивного образования в Республике Казахстан В период демократизации системы образования Республики Казахстан, утверждения гуманистических подходов к воспитанию, развитию и обучению подрастающего поколения особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для творческого развития, самообразования, профессионального самоопределения всех детей, в том числе детей из уязвимых групп: детей, проживающих в сельской и отделенной местности, детей из этнических и языковых меньшинств, детей, затронутых ВИЧ и СПИДом, детей-мигрантов, а также детей с ограниченными возможностями развития и детей, сталкивающихся с различного рода трудностями в обучении. Предпринимая последовательные шаги в движении от равных прав к равным возможностям в доступе к качественному образованию для всех, правительство РК в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» определяет в качестве одной из важных задач развитие инклюзивного образования. В Программе определены мероприятия, способствующие созданию необходимой нормативно-правовой основы включения всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями в развитии, в общеобразовательное пространство. Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области прав человека предусматривается принцип равных прав на образование для всех детей страны. Гарантии права детей на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», "Об образовании", «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах". Конвенция ООН «О правах ребенка». Принята Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 44/95 от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована Правительством РК в 1994 году Статья-23: 1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. 2. В признание особых нужд ребенка, имеющего особые образовательные потребности, помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение такому ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 48/96 от 20 декабря 1993 года Используется в качестве методической основы при разработке нормативной базы инклюзивного образования в РК Правило 6. Образование. Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования. Конвенция ОНН о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция№61 106 от 13 декабря 2006 года. Конвенция и Факультативный договор подписан Правительством РК в 2008 году При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы: а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; б) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; в) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; г) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения; д) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы. Утверждена указом Президента РК от 7 декабря 2010 года №1118. Извлечения из документа, касающиеся инклюзивного образования «… Во всех регионах будут созданы кабинеты коррекции и инклюзивного образования для оказания коррекционно-педагогической поддержки детям с раннего возраста. До 2015 года сеть возрастёт с 380 до 540 ед. К 2015 году будет создана необходимая нормативная правовая база: - разработан механизм взаимодействия общего и специального образования в рамках инклюзивного образования; - разработаны правила интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде, - определены формы интеграции для детей с различными нарушениями. Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 08. 08. 2002 N 345-II Статья 31. Права ребенка - инвалида на полноценную жизнь 2. Ребенок - инвалид вправе получить образование, соответствующее его физическим, умственным способностям и желаниям, выбрать род деятельности и профессию, участвовать в творческой и общественной деятельности. Заключение Благодаря активному обсуждению проблемы обучения детей-инвалидов в Казахстане правительство РК приняло ряд законов, положений о защите прав инвалидов и по улучшению их жизни, подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов», т. е. государство стало формировать законодательно-нормативную базу об улучшении жизни людей с ограниченными возможностями, в том числе и о специальном инклюзивном образовании, которое направленно на помощь детям-инвалидам адаптироваться в современных условиях жизни, кроме того введение данной формы образования должно изменить общественное мнение восприятия инвалидов как опасных, ограниченных, «лишних» людей. Мы можем говорить о медленном внедрении данного вида образования, и одной из причин этого является недостаточное финансирование, выделения средств на переоборудования детских учреждений в соответствии с нуждами детей-инвалидов, переобучение педагогического состава, разработку методик и т. д. По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, государству следует уделять больше внимания, т. к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно. Список используемой литературы 1. Конвенция ОНН о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 61 106 от 13 декабря 2006 года. Конвенция и Факультативный договор подписаны Правительством РК в 2008 году 2. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 48/96 от 20 декабря 1993 года. Используется в качестве методической основы при разработке нормативной базы инклюзивного образования в РК 3. Конвенция ООН «О правах ребенка». Принята Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 44/95 от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована Правительством РК в 1994 году 4. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы. Утверждена указом Президента РК от 7 декабря 2010 года №1118. Извлечения из документа, касающиеся инклюзивного образования