Из опыта работы воспитателя по обучению младших школьников с нарушениями слуха правилам дорожного движения во внеурочное время

Дети - это особая категория пешеходов и пассажиров. Они часто действуют необдуманно, потому что их мотивационная сфера по темпам развития отстаёт от интеллектуальной. Следовательно, младших школьников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного поведения на улицах.

Автор: Омарова Мария Алексеевна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Дети - это особая категория пешеходов и пассажиров. Они часто действуют необдуманно, потому что их мотивационная сфера по темпам развития отстаёт от интеллектуальной. Следовательно, младших школьников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного поведения на улицах. Обучение дорожной безопасности имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Младшие школьники еще не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому именно в младшем возрасте у детей должны формироваться безопасные способы поведения на дороге. Тогда у них сформируется умение прогнозировать опасность и её последствия, способность правильно оценивать свои возможности. Учащимся необходимо прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Чем раньше и чем больше дети с нарушением слуха узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихсяначальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять своѐ место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся. Главная цель работы по обучению младших школьников с нарушениями слуха обучение безопасности дорожного движения – формирование необходимых умений и навыков для безопасного поведения на улице. Задачи: 1. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 2. Уточнение знаний детей об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора. 3. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. 4. Знакомство с дорожными знаками «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Велосипедная дорожка», «Дорожные работы», «Место стоянки». Обучающиеся: • расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах; • изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге; • формирование практических умений пешеходов; • освоение детьми, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах. Воспитательная: • формирование культуры участника дорожного движения; • воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения. Коррекционно- развивающиеся: • развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения; • развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти. Младшие школьники с нарушениями слуха еще не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению. Тогда у них сформируется умение прогнозировать опасность и её последствия, способность правильно оценивать свои возможности. В своей работе по обучению младших школьников с нарушениями слуха Правилам дорожного движения во внеурочное время я использую различные формы и методы: провожу беседы, рисуем, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, викторины, кроссворды. Чтобы донести до ребенка материал я использую карточки, иллюстрации, просматриваем видеофильмы. Я считаю необходимо использовать наглядные пособия. Это обеспечит накопление более полных и ярких представлений об изучаемых предметах и явлениях, обогатит жизненный опыт обучающихся. В процессе обучения школьников Правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить ребятам постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил стараюсь строить беседу на разборе конкретной ситуации (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Во время беседы необходимо не просто заучивать правила дорожного движения, понимать их смысл и необходимость. Постоянно должен присутствовать вопрос – почему? Обучающийся должен уметь объяснить, например, почему, прежде чем переходить проезжую часть нужно сначала остановиться, потом посмотреть налево, а затем направо и снова налево. На занятии необходимо задавать детям вопросы, обсуждать ответы, направлять, рассуждать, т. е. приучать их к деловому общению. Вся работа должна преследовать одну цель – осознание важности соблюдения правил дорожного движения. Чем больше мы понимаем смысл и необходимость соблюдения тех или иных правил, тем легче нам следовать им. Важно, чтобы каждое правило сопровождалось иллюстрацией конкретной дорожной ситуации. Во время занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Ребята сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Провожу экскурсии, на которых учащиеся приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигнал светофора; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги. Я считаю, по итогам всех занятий дети овладевают, знаниями, усвоенными на занятиях по правилам дорожного движения. Я думаю, что выбранная мною форма организации непосредственной образовательной деятельности будет достаточно эффективной. При выборе форме обучения главное – донести до детей смысл, не исказив содержание. Важно, чтобы все проводимые занятия были интересны учащимся. Список используемой литературы. 1. Козловская Е. А.. Козловский С. А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В. А. Федорова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002 г. 2. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001 г. 3. Шаланова Е. И. «Правила безопасности- Дорожного движения» 4. Петрова К. В. «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013 г.