Краеведение как источник обновления современной методики русского языка в исследовании краеведческих текстов

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка и литературы вызывает у школьника поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы - радость открытия, а в конечном итоге - любовь к малой родине и гордость за свою страну.

Автор: Кулишкина Ирина Ивановна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Краеведение учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих местах. Д. С. Лихачёв В условиях гуманизации и демократизации образования, применения инновационных технологий в обучении учащихся учитель имеет право самостоятельно выбирать методику, ведущую к достижению основной задачи - знанию русского языка, потому что – суть всех изменений для школьного учителя сводится к одному: научить учащихся практически применять знания. В данной главе рассматривается проблема реализации коммуникативно-исследовательских умений и навыков учащихся в условиях применения элементов краеведческого материала на уроках русского языка и литературы. Сегодня нельзя обучать, не обращаясь к прошлому, не извлекая из него уроков, не формируя бережного отношения к национально-культурным ценностям. Опыт показал, что исследовательская деятельность учащихся эффективна в сочетании с краеведческой педагогикой. Данное сочетание формирует исследовательскую культуру учащихся и способствует развитию патриотизма и гражданской позиции. Краеведческое образование – гуманитарное образование, направленное на освоение знаний, способов мышления, поведения и ценностей, нравственно-этических и эстетических отношений в системе «человек – край - общество». Краеведческое образование включает взаимодействие урочного процесса с другими предметными областями, внеклассной работой (творческое сотрудничество с музеями города, пешие и выездные экскурсии, встречи с писателями и поэтами родного края), осуществляется через разработку краеведческих образовательных программ или внедрения в календарно-тематическое планирование элементов краеведения. Краеведческий материал дополняет основной материал урока, расширяя знания учащихся и повышая качество знаний. Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка и литературы вызывает у школьника сначала удивление, в процессе дальнейшей работы – радость познания, а в конечном итоге -любовь к «малой родине» и гордость за свою страну. Формы работы по лингвистическому краеведению многообразны. Во-первых, текст. Текст, являясь единицей обучения языку, литературе, становится организованной научно-исследовательской работой учащихся. Учитель-словесник в соавторстве с учениками - ассистентами тщательно отбирают, составляют тексты, отражающие региональный культуроведческий компонент и совершают исследование (комплексный и лингвистический) «малого текста». Работа с «текстами – информаторами» из различных источников, использующимися для проведения предупредительных, выборочных, свободных, контрольных диктантов, для уроков развития речи, для стилистического анализа, для подготовки к экзамену. Значимая форма работы по краеведению - продуцирование собственных текстов. Она включает в себя задания следующих типов: - передача содержания текста средствами иного стиля; - развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера; - изложение с творческим заданием; - сочинения различных жанров; - реферат на краеведческую тему. Подбор текстов осуществляется не только с учётом их насыщенности орфограммами и пунктограммами в русском языке, но и связи с программным произведением, изучаемым на данный момент, и с позиций их значимости для формирования национального самосознания, чувства гордости за свою малую родину. Во-вторых, - это языковой и стилистический анализ прозы и поэзии риддерских писателей, поэтов, публицистов. В-третьих, - это словарная работа, в ходе которой выполняются задания: ЛЕКСИКА Задание: найти в толковом словаре значения указанных слов: рудокоп, экспедиция, первооткрыватель, порфир, гранит, яшма, брекчия, колонна, пьедестал, поделка, собор, дворец, казарма, чудь, бергал, амбар, кузница, предание, металлургия, машиностроение, энергетика, промышленность. -Задание: перевести устаревшие слова на современный язык: слобода, старовер, рудокоп, светелка, розга. Задание: даны диалектные слова, подобрать к ним соответствия из литературного языка. Задание по группам: I группа Диалектные слова Литературные соответствия зыбка качель для ребенка катанки валенки вехотка мочалка тюрик катушка для ниток бирка жетон, талон к врачу шубенки варежки на овечьем меху II группа Диалектные слова Литературные соответствия уросить плакать шоркать тереть стряпать выпекать, понужать готовить мучные изделия сгаркать понукать лошадь, крикнуть навяливаться навязываться Ш группа Диалектные слова Литературные соответствия кулема неряшливый человек забуда человек с плохой памятью зубарь дерзко спорящий человек ерепеня вздорный человек гаврик ребенок онучи портянки в лапти, в сапоги Задание: узнать слово по его лексическому значению: 1. Мужская рубашка со стоячим воротом, застегивающимся сбоку (косоворотка). 2. Человек, придерживающийся старообрядчества (старообрядец). 3. Человек, переселившийся или переселенный на новое место (переселенец). 4. Рабочий по кустарной добыче золота (старатель). 5. Горнопромышленное предприятие для добычи руды, полезных ископаемых (рудник). 6. Минеральное вещество, горная порода, содержащая металлы, а также другие полезные простые вещества (руда). 7. Человек, занимающийся обработкой земли как основной профессией, земледелец (крестьянин). 8. Так называли себя в XVIII и первой половине XIX века крепостные рабочие и приписанные к рудникам крестьяне, добывавшие руду в Колывано-Воскресенском (Алтайском) горном округе (бергал). 9. Легкий четырехколесный экипаж (пролетка). 10. Горнопромышленное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого; место добычи его (шахта). 11. Обособленный земельный участок с усадьбой владельца (хутор). 12. Название (чаще в Сибири) поселения, обычно однодворного, и земельного участка, занятого кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий. Со временем здесь возникали небольшие хуторки, сёла и посёлки (заимка). 13 Племена и народы, не имеющие оседлости, занимающиеся скотоводством и переходящие на новые места в поисках корма для скота (кочевники). Задание: подобрать синонимы, антонимы к данному слову: шаровары, скарб, тятя, обоз, пролетка, талдычить, кривотолки, посиделки, обряд, обычай, путешественник. старообрядец (старовер, раскольник, кержак; староверец, беспоповец) Задание: составить «тематические словарики»: Заповедник Западно-Алтайский государственный природный северо-восточная граница Восточный Казахстан территория площадь пятьдесят шесть тысяч семьдесят восемь гектаров река Барсук ручей Линейный река Малый Тургусун ключ Озерный река Левая Татарка на север вниз по реке Палевская разливанка от реки Белая Уба до реки Коршуновка и реки Черная Уба горные хребты в зимний период - лавинная опасность город Риддер находится в сорока семи километрах занимает одно из ведущих мест среди десяти заповедников Казахстана ФРАЗЕОЛОГИЯ Народная фразеология Несомненно, вызывает интерес работа с риддерскими фразеологизмами. Домашнее задание: выписать из Словаря риддерских говоров фразеологизмы и распределить их по тематическим группам. Примеры работ учащихся 6 классов. ТЕМАТИКА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Лень, небрежность. 1. Дров наколоть да в рот натолкать (наколоть чем попало). 3. Ноги в потолок (освободиться от работы). 4. Собакам хвосты крутить (бездельничать). 6. Собакам сено косить (заниматься пустым делом; бездельничать). Богатство, благополучие. 1. Жить на белом (жить без забот). 2. Одной живой воды нет (кто-либо живет зажиточно, в достатке). Бедность, лишения. 1. В сиротстве (в бедности). 2. Протягать руку (жить подаяниями). 3. Лить в глаза воду (жить плохо). 5. Ни скота, ни двора (об отсутствии хозяйства). 6. С нищими наряду (бедно). 7. Терпеть стужу и нужду (испытывать лишения). 8. Ни кошки, ни ложки (ничего нет). 9. Как солдатский котелок (в тяготах, лишениях, постоянной готовности выполнить любую работу). 11. Зубы на полку класть (голодать, испытывать нужду). 12. Кишка кишке протокол пишет (испытывать голод). Болезни, порча, смерть. 1. Немочь наложить (заболеть по своему недосмотру). 2. В березки (на кладбище). 5. Крылья повисли (нет силы в руках). 6. Натряхнуться умом (сойти с ума). 7. Ноги коротки (нет достаточной силы в ногах). 8. Хоть живую в землю клади (об очень тяжелом состоянии). 10. Внутренняя кила (аппендицит). 11. Слепая кукша (о плохо видящем человеке). 14. Под зеленую сосну уехать (умереть). Здоровье, сила. 1. Ядреный козел (о крепком, здоровом мужчине). Природа. 1. Солнце (в зад) упрется (солнце поднимется высоко). 2. Белы комары (первый снег). 3. Веселое место (хорошая, красивая местность). Пространство, расстояние. 1. Как капуста на грядке (близко друг к другу, рядом). 2. Как в коробе (тесно, неудобно). 4. К семи соснам (очень далеко). 5. Протягай рука (очень близко). Шутки, юмор, ирония. 1. Зубиками играть (испытывать чувство голода). 2. Иди по его с бритвой (шутливая брань). 3. Кишка за подушку (шутливо о нежелании работать). 5. Аршин с шапкой (о человеке невысокого роста). 6. Вот те крест – манифест (шутливый отказ). ЧЕЛОВЕК Отрицательные черты. 1. Большой рот (о грубом человеке). 2. Крапива жалкая (о язвительном человеке). 3. Шары надуть (обмануть, провести). 4. Карманы надувать (обогащаться, брать взятки). Внешность. 1. Как баклан (о толстом, неповоротливом человеке). 2. Кивиль за мигиль (о ковыляющей походке). 3. Кость да жила (о худом, тощем человеке). Характер, образ жизни. 1. Как заяц на острове (в полном одиночестве). 2. Несидячая птаха (непоседа). 3. Бабьи шары (о бойком, непослушном мальчике). 4. Как перелетная кукушка (о человеке, живущем беззаботно, часто меняющим место работы, жительства). 5. Как кулик на дому (отчужденно, мало общаясь с людьми). Возраст. 1. Старая косица (о старухе). 2. Молодежный народ (молодежь). 3. Мелкий народ (подростки, дети). 4. Старая кочка (о пожилом человеке) 5. Гроб за задом волочится (предельно стар). Предлагаю ученикам проанализировать словарную статью одной какой – то буквы и письменно оформить свои выводы. Работа ученика 8 «А» класса. «Я выписал фразеологизмы на букву «К». В основном этот раздел содержит фразеологизмы на такие темы, как труд, бедность и человек (характер, эмоции, внешность). Человек из народа много работает, следит за хозяйством и землей, но он беден, постоянно испытывает лишения... Все-таки большинство высказываний о самом человеке. Пословицы и поговорки – это воспитатели нравственности: осуждают и высмеивают человеческие пороки (злость, жадность, лень, пьянство). Но трудолюбие, радушие, щедрость всегда ценятся у народа. Я думаю, что именно пословицы и поговорки наиболее полно отражают народную жизнь. Острые, шутливые, с крепким словцом – все они метко стреляют в самую суть; они кратки и мудры». Наряду с традиционными формами обучения и воспитания широко использую новые педагогические технологии: -сообщения и доклады на предлагаемые учителем и самими учащимися актуальные темы; -написание и защита рефератов; -презентация новых книг риддерских авторов; -проекты; -написание разножанровых творческих работ; -рецензирование устных и письменных работ; -составление тестов на материале краеведения; -выпуск газет («Язык будущего», «Появление новых слов в русском языке…необходимо ли это?», «Смотрите! Это все наш язык…благородный русский язык»); -самостоятельное конструирование правил-алгоритмов с приведением примеров из произведений риддерских поэтов и писателей; - культура речи учащихся, нормы произношения («Почему мы так говорим?», «Наша топонимика», «Экология языка»): -поиск необходимой информации в справочной литературе, -наращивание правильности речи учащихся, -осознанное запоминание языковых явлений, -умение выделять из группы языковых явлений необходимый вариант литературной нормы; -информационные конференции о результатах исследовательской деятельности учащихся в области краеведения. Ещё в середине XIX века К. Д. Ушинский утверждал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отчизне, родному краю». Поэтому краеведческий материал, используемый на уроках русского языка и литературы, - благодатная почва для расцвета сил наших учащихся в получении знаний и применении их на благо нашей Родины. РАЗВИТИЕ РЕЧИ Сочинения-описания, повествования, рассуждения - это далеко не весь перечень творческих уроков с применением репродукционных картин художников города Риддера. II. Комплекс исследовательских заданий. Задание: Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и систематизируйте материал для устного выступления или домашнего сочинения о родном крае (городе, селе, посёлке). Учитывайте формулировку вашей темы. 1. Что тебе известно из истории возникновения родного города? Как возникло его название? Менялось ли оно? 2. Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя чувство гордости и почему? 3. Какие музеи есть в городе Риддер? Когда они были созданы? Чем особенно интересны? 4. Какие памятники старины могут рассказать о прошлом родного края? Когда они появились? Что ты знаешь об их создателях? 5. Как в географических названиях отражена история вашего края? О чём могут рассказать названия улиц и площадей родного города? Что ты знаешь о событиях и людях, в честь которых они названы? 6. Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в ней? Что делается в вашей области для охраны окружающей среды? 7. Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края? 8. Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для него? Чем ты поможешь ему? Задание: Прочитайте примерные темы сочинений. Проанализируйте их. Выберите одну тему и составьте к ней план. Напишите сочинение по выбранной теме. 1 Героические страницы из истории нашего края. 2 Мои замечательные земляки. 3 Их именами названы улицы нашего города. 4 Археологические памятники Рудного Алтая. 5 Достопримечательности нашего города. 6 О чём рассказал памятник? 7 Музеи Риддера. 8 Риддер литературный. 9 Риддер музыкальный. 10 Известные меценаты края. 11 О чём рассказывают географические названия? 12 Этнография Риддера. 13 Риддер-жемчужина Алтая. 14 Слово о Белгороде. 15 Мой город. 16 Прошлое и настоящее моего города. 17 Завтрашний день моего города. 18 Я - экскурсовод. 19 Знакомьтесь, Риддер. 20 Удивительное рядом. 21 О край родной, как ты чудесен! Задание: Согласен ли ты с пословицей? Вырази свои мысли в небольшом тексте—рассуждении. 1 Своя земля и в горсти мила. 2 Родимая сторона - мать, чужая - мачеха. 3 Где кто родится, там и пригодится. 4 На чужой сторонушке рад своей воронушке. Задание: Продолжи сочинение по его началу. 1. С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий - таежный лес Рудного Алтая. А что представляется мне при слове «Родина»?... 2. Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говорят: «Это моя родина». В одном этом емком слове хочется соединить все, что очень дорого мне... 3. Мой город... Какой он? Что он для меня? За что я люблю его? Пожалуй, просто за то, что я здесь родилась и живу, здесь мои родители, мой дом, мои друзья. Задание: Представьте, что вы экскурсовод, и вам необходимо обратиться к экскурсантам. Закончите следующие предложения, предварительно определив тему высказывания. 1 Мне хочется обратить ваше внимание на... 2 Прошу вас обратить внимание... 3 Обязательно обратите внимание на... 4 Привлекаю ваше внимание... 5 Хотелось бы привлечь внимание... СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Задание: Запишите словосочетания, распределяя их по способам подчинительной связи. Гора Скаляниха, Пик Ворошилова, расположен на северо-востоке, кочующие народы, Черная Уба, шумит на перекатах, переулок Филипповский, гражданин города, проплыть по рекам, охотно рассказывая, у подножья хребта, взобравшись на выступ, памятники старины, Вечный огонь, свернуть направо на улицу Чапаева, заметить издалека, неторопливо напевая, путь пешком, возвышенность из гор, живут бок о бок, историко-краеведческий музей, открыть месторождение, волной лаская, пронизывающие ветры-гольцы, переименован в Лениногорск, облюбовав глыбу, база отдыха, Дом Дружбы, создает красоту, несущая покой, Байтерек в Риддере, придворцовая площадь. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Задание: Выразительно прочитайте текст. Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности. Укажите все типы предложений в тексте. -А как мы назовем это место? -Наверное... - Поперешной... Да, да, Поперешной. Долина-то поперек большой реки лежит. Вот и название таковское. А реку - Белой Убой назовем. Уж шибко воды в ней светлые. А Уба, по-староверовски, означает - река. - Пoneрешна! Поперешна!- подхватив странное название, подпрыгивая и озорничая, ребятишки, сверкая голыми пятками на солнце, обгоняя друг друга, падая и кувыркаясь в пахучей траве, понеслись к пенистым водам говорливой реки. (Текст составлен на основе творческого союза учителя и учащихся по документально-исторической повести Геннадия Богдаева «В земле их корни»). Тулеген Тохтаров Тулеген Тохтаров! Здравствуй, милый! Помнишь, в славный Олимпийский год Мы к тебе, товарищ, приходили, Посмотри – опять пришёл народ: Вспомнить о тебе хорошим словом И утешить близких и родных, И побыть с тобой сегодня снова, И венки к подножью положить… (А. Кожевникова, 16. 07. 1980г.) Задание: Прочитайте предложения. Какая общая тема объединяет данные предложения? *Подчеркните грамматическую основу предложений. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Риддер-жемчужина Алтая Ри(д, дд)ер (?) жемч…жина рудного Алтая. Основан горо(т, д) в 1786 году и назван по им(и, е)ни горного офицера (ф, Ф)илип…а (р, Р)и(д, дд)ера открывшего (з, с)десь мест(а, о)рождение п(а, о)лимета…ических руд и зал…жившего рудник, назва(н, нн)ый позже Ри(д, дд)ерским. Горо(т, д) мален(ъ, ь)кий компактный будто игрушеч…ный. Горожане (ни, не)когда (не)забывают отмеча(т, ть) (д, Д)ень города и в 2012 году ему исполнилось 226 лет. Основными направлениями экономики Ри(д, дд)ера являе(т, ть)ся горнодобывающая промышле(н, нн)ость и производство цв(и, е)тных мета(л, лл)ов. (Текст составлен на основе творческого союза учителя и учащихся с использованием материала с сайта puggep. com/forum/index. php). Риддер – моногород (в, В)осточный (к, К)аза(к, х)стан с рабочим визитом посетил первый заместитель (премьер)министра (р, Р)еспублики (к, К)аза(к, х)стан (с, С)ерик (а, А)хметов. Главной цел…ю поездки (вице)премьера стала популяризац…я государстве…ой програ…ы развития (моно)городов. Се…одня в (к, К)азахстане насчитывае(т, ть)ся 27 (моно)городов в них прож…вает 17% (работо)способного населения. *Руководителям к(а, о)мпаний и мес…ным жителям города (р, Р)иддера он сообщил что ч…тыре города (в, В)осточ…ного (к, К)аза(к, х)стана попали в програ…у развития (моно)городов. Это (з, З)ыряновск (с, С)…р…брянск (к, К)урчатов и (р, Р)и(д, дд)ер с общей числе(н, нн)ост(ъ, ь)ю нас(и, е)ления 115 тысяч… человек. Риддер ждет большая стройка. В скором времени в Риддере построят новые дороги, дома, детские сады, медицинские учреждения, отремонтируют коммуникации и наладят уличное освещение. *Как пообещал первый заместитель премьер-министра, совместными усилиями бизнеса и государства все проблемные вопросы этого моногорода будут решены. В завершении совещания аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев подписал меморандум о сотрудничестве с президентом ТОО «Казцинк», меморандум о социальной ответственности бизнеса на общую сумму 2000000600 млн. тенге. (Текст составлен на основе творческого союза учителя и учащихся с использованием материала с сайта oskemen. kz/ru/news. htm?id=001270) Задание: Прочитайте предложения. Какая общая тема объединяет данные предложения? Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. *Подчеркните грамматическую основу предложений. Составьте схему к этим предложениям. День Победы В истории каждого народа есть события даты которые должны сохраняться в народной памяти навеки. *Для нашей страны такой датой стало 9 мая всенародный День Памяти и Славы символ неразрывной связи поколений всех народов. *Мы должны не просто знать о том как солдат спас целый мир от катастрофы помнить какой ценой досталась она нашим отцам и дедам. *Мы обязаны сохранить народную гордость за эту Победу чтобы не стиралась память сердца. Около 500 солдат и офицеров Казахстана в том числе и восемь лениногорцев Виталий Мефодьевич Безголосов Сергей Константинович Гуляев Дмитрий Иванович Ефремов Александр Александрович Колчин Лев Михайлович Рощин Андрей Васильевич Сумин Тулеген Тохтаров и кавалер Ордена Славы трёх степеней Меркурий Иванович Тютюньков пронесли победу на своих штыках сквозь огонь и дым заслужив благодарность современников и потомков. Ежегодно в городе Риддер проходит ряд мероприятий посвященных празднованию Дня Победы и образованию Вооруженных сил Казахстана праздничные акции и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами войны в Афганистане под единым лозунгом «Помним и гордимся!» традиционный конкурс «Болашақ қорғаушы» для молодых людей призывного возраста торжественное заседание посвященное Дню Победы и Дню Защитника Отечества. Утром 9 мая в городе проходят митинги посвященные Дню Победы. Один у памятника Героя Советского Союза, а другой у Обелиска Славы. После этого состоится парад в котором принимают участие ветераны войны и труженики тыла а также воины-афганцы студенты колледжей и школьники. Все они проходят торжественным маршем перед Обелиском Славы. После проведения парада специально ветеранов ждет импровизированная «полевая кухня» с солдатским меню. Перед Дворцом культуры на городской площади проходит праздничный концерт в котором принимают участие коллективы городской самодеятельности. Вечером этого дня состоится городская акция «Зажги свою свечу» в которой принимают участие представители исполнительной власти молодежного крыла «Жас Отан» народно-демократической партии «Нур Отан» общественных организаций молодежь и жители города. В конце праздника над Вечным огнем пышным дождем рассыпаются звезды победного салюта. Священное пламя Вечного огня славы полыхает незаживающей болью в народной памяти. Память о чудо-богатырях шагнувших в бессмертие вечна как сама жизнь. (Текст составлен на основе творческого союза учителя и учащихся по личным наблюдениям). Комплексный анализ текста. Почему лениногорский бор золотой? Почему бор золотой? Потому, что налитой солнцем, потому, что напоен светом, потому, что он поет ветром, потому, что в нем жарки - зори, потому, что эхо песням вторит, потому, что льют янтарь cосны, потому, что здесь щедры росы, потому, что здесь светло в ливни, потому, что бор, как сон дивный, потому, что здесь живут сказки, и на золоте лежат краски!!! (3 мая 1983 г.) Задания: 1. Выразительно прочитайте стихотворение, определите идею автора. Подтвердите строчками. 2. На каких фигурах и тропах построено стихотворение. Приведите примеры. Определите их роль. 3. В чем своеобразие лексики, использованной поэтом? 4. Определите часть речи слова «потому». 5. Как вы думаете, почему автор создал стихотворение, используя в основном сложноподчиненные предложения? Какое предложение является сложным? Разберите его. Определите роль. 6. Каких частей речи больше в стихотворении и почему? 7. Напишите о своем впечатлении от прочтения этого стихотворения. Иным становится внешний облик города Риддера, но самые лучшие страницы навсегда будут запечатлены в нашей памяти.