В рамках завершения деятельности РИМЦ Просвещение с 1 апреля 2025 года прекращен прием оплаты на пополнение баланса Личного кабинета

Современные методы преподавания географии как средство повышения качества знаний учащихся

Данная статья предназначена для учителей, работающих по использованию технологии развития критического мышления, а также молодых специалистов и студентов педагогических специальностей. В статье рассмотрены основные положительные особенности данной технологии

Автор: Максимишина Оксана Сергеевна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

Современному стремительно развивающемуся обществу в процессе социально-экономической модернизации необходим грамотный человек. Современный человек получает и обрабатывает огромный поток информации, которая растёт ежесекундно. Чтобы подготовить школьника для жизни в таких условиях, необходимы абсолютно новые качества. В современном мире недостаточно быть «человеком знающим». Любому государству необходим человек, способный творчески мыслить, действовать, саморазвиваться, самосовершенствоваться. В таких условиях правильно построенный учебно-воспитательный процесс в школе способствует развитию таких качеств, которые нужны современному обществу. Перед современным учителем стоит задача: повышение качества знаний учащихся через применение современных методов преподавания, получить более высокие показатели, чем имеются на сегодняшний день. В Казахстане ведётся большая работа по развитию системы образования. Целью принятого в 2007 году Закона «Об образовании» является создание конкурентоспособной образовательной системы. В 2010 году была утверждена Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2010 годы. Основная цель Госпрограммы – повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путём обеспечения доступности качественного образования для устойчивого развития экономики. Приняты и другие подзаконные акты, проводятся реформы по повышению качества образования, ведётся большая работа по модернизации и улучшению материально-технической базы системы образования и повышению квалификации учительских кадров [2, с. 102]. В соответствии с Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утверждённой Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205, основными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан. Сегодня образование вступило в стадию фундаментальных реформ, основу которых составляет принципиально новое мышление. Всемирный экономический форум обозначил 16 видов знаний и умений человека, успешного в XXI веке. Это: -навыки работы в команде; -лидерские качества; -инициативность; -IT-компетентность (айти-компетентность); -финансовая и гражданская грамотность и другие [3, с. 3]. Сегодня образование отказывается от традиционных подходов в обучении, а принципиальные изменения в деятельности учителя связываются с переходом к обновлённой образовательной парадигме. Также изменяются и технологии обучения. Современные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией. В результате использования современных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении способствуют развитию творческих способностей учащихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление. Использование учителем современных методов обучения в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к практическим ситуациям, развитию творческих способностей учащихся. На пути формирования научной функциональной грамотности учащихся учителю географии необходимо выбирать новые методы обучения из предложенных современных технологий обучения. Метод обучения (преподавания) - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор дидакты, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педаго гической категории. По мере накопления зна ний о человеке, его психических возможностях и способностях меняются взгляды на процесс обучения, открываются но вые стороны и направления работы, новые ориентиры. Это при водит к разработке и созданию новых способов обучения и вследствие этого появлению других определений понятия «метод». Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что в до словном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения кон кретной задачи [5, с. 806]. И. Ф. Харламов наряду с организацией учебной деятельности учащихся выделяет в методах обучающую работу учителя. Он даёт следующее определение: «Под методами обучения следует понимать способы "обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических, задач, направленных на овладение изучаемым материалом» [6, с. 194-195]. Автор ставит деятельность учителя на первое место. По его мнению, метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение изучаемого материала) и организацию активной учебно-познавательной дея тельности учащихся. Но эта классическая модель, когда учитель обучает, уже не даёт необходимых результатов, а тем более высоких показателей качества знаний. Уход от традиционных методов к современным технологиям позволяет устранить однообразие, монотонность, скуку. Сегодня необходимо выбирать модульное обучение, рефлексивное обучение, проектное обучение и т. д. [1, с. 2]. В условиях реализации требований новых стандартов наиболее актуальными становятся технология развития критического мышления, проблемное обучение, педагогика сотрудничества и т. д. Сегодня, в рамках обновления содержания общего среднего образования, повсеместно активно внедряется технология развития критического мышления. Критическое мышление (с англ. - critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Критическое мышление – это ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Оно может быть представлено как «мыщление о мышлении», подразумевая умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учётом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений [4, с. 154]. Основу технологии критического мышления составляет базовая модель из трёх этапов организации урока: -1 этап – вызов – актуализация знаний и представлений об изучаемом, определение целей; -2 этап – осмысление – изучение нового, формирование собственной позиции понимания материала; -3 этап – рефлексия – построение умозаключений и доказательств, выражение своих мыслей, представление кластеров, построение вопросов сложного порядка. В процессе работы активно используются общеизвестные приёмы, практикуемые многими учителями: кластер (постер), мозговой штурм, инсерт, корзина идей, синквейн, да-нет, взаимоопрос, взаимообучение, чтение с остановками, таблица ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал) и т. д. Всё это даёт хороший положительный отклик в работе с учащимися. Как результат, повышается качество знаний по географии, увеличивается число детей, которые ищут новые знания за пределами учебника и активно делятся информацией с другими детьми. Появляется, так называемый, «дух соревновательности». А то, что в процессе соревнования (взаимообучения, передачи информации, которую никто не знает) повторяется неоднократно, остаётся у учащихся прочными знаниями, что опять же способствует повышению качества знаний. География – это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкие межпредметные связи и обладает громадным развивающим потенциалом. Поэтому урок географии, организованный с использованием технологии развития критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ: -цель и задачи урока, в соответствии с таксономией Блума, формулируются вместе с учащимися, при их активном участии, а не просто транслируются учителем; -новые знания «наращиваются» через активную мыслительную деятельность, как правило в групповой работе; -рефлексия проводится совместно учащимися с учителем, при координирующей роли последнего; -оценка знаний проводится в перспективе самими учащимися по определённым критериям, причём как самооценка, так и в последствие, адекватная взаимооценка, без примесей симпатии и антипатии. Подобная работа на уроках географии даёт хорошую основу для развития таких ценностей, как самостоятельность, инициативность, независимость, толерантность, ответственность; развиваются лидерские качества, умение работать в команде и отвечать за свою работу и т. д. На сегодняшний день могу сказать, что применение технологии развития критического мышления даёт хороший результат в повышении качества знаний. Существует много других технологий, и здесь каждый педагог волен выбирать ту, которая даст именно ему и его учащимся нужный результат, так как выбор зависит от очень многих факторов, как объективных, так и субъективных. Но безусловно можно отметить, что стратегии данной технологии перспективны, так как очень хорошо совмещаются с использованием информационных образовательных платформ в сети Интернет. Используемая литература: 1. Кабдолова К. Л., Кунакова Г. У. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования; география в школах и вузах Казахстана, 2006 г., № 4, 44 с.; с. 2. 2. Концепция и Комплексная программа повышения качества общего среднего образования Республики Казахстан на 2015-2029 годы; рук. Группы разработчиков А. К. Кусаинов. - Алматы: Академия Педагогических наук, 2015 г. – 144 с; с. 102 3. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2017. – 370 с.; с. 3 4. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень: АОО «НИШ», 2012 г.; 306 с.; с. 154 5. Советский энциклопедический словарь: - М, 1981. -с. 806 6. Харламов И. Ф. Педагогика. - 2-е изд. - М., 1990. - с. 194-195