Применение инновационных технологий на уроках математики

Статья посвящена применению инновационных технологий на уроках математики (технология диалога культур, кейс - технология, технология развития критического мышления, технология интегрированного обучения) в преподавании математики.

Автор: Геворкян Александр Робертович

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

В соответствии с ГОСО РК при освоении профессий технического и профессионального образования выпускник колледжа должен иметь знания о мире, о своих способностях и уметь самореализовываться в жизни. Очевидно, что для воспитания такого человека необходимо изменить существующие подходы, основанные на новой педагогической парадигме перехода от знаниевого подхода в обучении к компетентностному. [1] Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучающихся и реализации принципов здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся. [2] Я преподаю математику в Тобольском профессионально-техническом колледже и хочу поделиться опытом о том, как выполняю профессиональные задачи, поставленные передо мной современным обществом и показать истоки используемых приёмов и методов обучения. В рамках II Всероссийского педагогического практикума «Применение современных образовательных технологий в реализации ФГОС» (г. Сочи, июль 2015 г) я представлял проект «Культурологический аспект в преподавании математики через применение инновационных технологий». Поддержанию интереса обучающихся к предмету и развитию их логического мышления способствуют также связи математики с географией, экологией, литературой, музыкой, искусством. Это составляет общую картину неразрывности математики с окружающим нас миром. Для осуществления культурологического подхода необходимы следующие условия: - наличие в учебном материале заданий культурологической направленности; - постепенное, планомерное развитие у обучающихся умений и навыков выявлять, формулировать и самостоятельно находить способы решения не только учебной проблемы, но и общекультурной составляющей задания. [3] Среди компетентностно-ориентированных технологий выделяют технологии, направленные на: • развитие субъектности и самостоятельности обучающихся: технология модульного обучения, технология рефлексивного обучения; • работу с различными источниками информации: информационные технологии, технология критического мышления, технология проблемного обучения, «кейс» технология; • продуктный подход: игровые технологии, технология организации проектной деятельности. [4] Исходя из своего опыта преподавания общеобразовательных дисциплин, считаю, что применяемые инновационные технологии обучения необходимо сочетать с технологией диалога культур. Использование данной технологии позволяет решить насущные проблемы современного образования, заявленные в Законе РК «Об образовании» и Государственной программе развития образования в РК до 2020 года, а также предполагает развитие коммуникативных, творческих, мыслетехнических, рефлексивных способностей обучающихся. В процессе работы над проблемами урока-диалога можно выделить следующие педагогические техники: 1. «Зеркало». Этот прием имеет большое психологическое значение, так как существенно повышает самооценку, учит адекватному восприятию себя и окружающих. 2. «Сословие». Задача преподавателя, организующего диалог, поставить обучающихся в ситуацию перехода в другую логику, эпоху 3. «Карнавал». Каждый участник диалога действует и говорит от имени какого-то героя и обращается тоже к герою, но вкладывает при этом свой смысл в сказанное. Этот прием позволяет помочь обучающимся стать раскованными в общении, независимыми сначала за маской (своеобразная защита), потом без нее. 4. «Внесюжетная вставка». На уроке-диалоге внесюжетной вставкой может стать легенда, притча, история из жизни, литературное произведение или часть его, а порой - пословица или поговорка и т. д. Она существенно обогащает урок, делает его более насыщенным, разноплановым. На уроках широко используются все жанры устного народного творчества, изложенные в письменной форме: сказки, легенды, притчи. [5] Применение в обучении математике кейс-технологии позволяет сформировать у обучающихся высокую мотивацию к учебе, развивать способность к сотрудничеству, чувство лидерства, сформировать основы деловой этики. Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов: - индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учет особенностей познавательных стилей и потребностей; - вариативность - предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора; -прагматизм в обучении - при работе с кейсами восприятие обучающегося направлено в первую очередь на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы; - самоменеджмент, то есть умение работать с информацией. - успешность в обучении, которая обеспечивается за счет опоры на сильные стороны обучающихся. К уроку по теме «Многогранники вокруг нас» можно подготовить исследовательский кейс. Интерес к многогранникам человек проявляет на протяжении всей своей сознательной жизни – и малым ребенком, играющим деревянными кубиками, и зрелым математиком. 1. Как много существует правильных многогранников? 2. Почему пчелы строят соты именно так? 3. Создания природы красивы и симметричны. Свойства многогранников – это неотделимое свойство природной гармонии? 4. Идеи Пифагора, Платона, И. Кеплера о связи правильных многогранников с гармоничным устройством мира. 5. Многогранники в профессии повара. 6. Презентация и защита проектов. [6] Технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у обучающихся. Среди инновационных педагогических технологий она выделяется удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Трехфазовая структура урока (вызов, осмысление, рефлексия) позволяет максимально задействовать все ресурсы личности ученика, способствует поддержанию интереса обучающихся к процессу обучения, пробуждает исследовательскую и творческую активность. Включение элементов технологии развития критического мышления в урок дает возможность личностного роста, так как вся работа на уроке обращена прежде всего к обучающемуся, к его индивидуальности. Считаю, что применение ТРКМ на уроках математики позволяет научить обучающихся: организации своей деятельности; душевности и чуткости; самореализации, пониманию себя и пониманию других; умению мыслить; формированию и отстаиванию своей точки зрения; умению сотрудничать; гибкости мышления; умению слушать; мобильности; способности оценивать свои действия; рефлексии. [7] Например, на этапе рефлексии можно использовать приём «шесть шляп критического мышления». Словосочетание «надеть чью-либо шляпу» означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется. Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, мы учимся думать в заданном направлении. Приём «6 шляп» можно использовать при любом уровне сложности. Шляпы необязательно использовать всех цветов. Одновременно можно использовать три, четыре шляпы. Смена шляп обучающихся приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина изучаемого материала. Использование данного приема на уроках развивает у обучающихся способность структурировать информацию, позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. [8] На уроках диалога культур с использованием инновационных технологий может применяться следующая система методических и дидактических приемов: микродискуссия, устный «поединок», работа в парах, формулировка собственных суждений, дидактические игры, тренинги, дебаты, решение проблемных вопросов, свободный микрофон, рождение авторского текста, схем и рисунков. [9] Мир, окружающий наших обучающихся, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты. Поэтому возникает необходимость в интеграции учебных дисциплин. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества преподавателя, способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. Интегрированные уроки в большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы. [2] Мною разработаны интегрированные уроки математики, истории и обществознания, химии, географии такие, как «К. Сатпаев - гордость казахстанской науки», «Казахстан. Страницы истории», «Пушкин и казахская литература», «Путешествие по городам мира», «География международного туризма», «Музыка и химия», «По ступенькам бизнеса» и другие. В заключении хочу отметить, что применение инновационных технологий на уроках математики в сочетании с диалогом культур позволяет широко использовать принципы проблемного обучения, приобретать новые знания и практические навыки, помогает обучающимся вырабатывать навыки работы в команде, обобщения информации, выстраивать логические схемы решения проблемы, видеть возникающие проблемы и находить рациональные пути их решения, быть коммуникабельными, работать над развитием интеллекта и культурного уровня. Литература: 1. Волосян Н. П. Применение технологии диалога культур на уроках русского языка. // Менеджмент в образовании. 2005. № 2 с. 10-15 2. Бузецкая Т. В. Современные технологии на уроках математики и физики. [Электронный ресурс]. URL: http://aneks. spb. ru/index. php?catid=65&id=1710&Itemid=25&option=com_content&view=article (дата обращения: 25. 05. 2015). 3. Благова Н. А. Культурологические аспекты преподавания математики. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal. ru/shkola/algebra/library/2013/12/15/kulturologicheskie-aspekty-v-prepodavanii-matematiki (дата обращения: 25. 05. 2015). 4. Холоденина Ю. А. Реализация компетентностно-ориентированного подхода к обучению в процессе преподавания математики. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal. ru/shkola/algebra/library/2014/02/16/realizatsiya-kompetentnostno-orientirovannogo-podkhoda-k (дата обращения: 25. 05. 2015). 5. Бутакова В. В. Образовательная технология «Школа диалога культур» на уроке литературы. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal. ru/shkola/literatura/library/obrazovatelnaya-tehnologiya-shkola-dialoga-kultur-na-uroke-literatury (дата обращения: 20. 05. 2015). 6. Батаева Г. А. Применение кейс-технологии на уроках математики в профильной школе. [Электронный ресурс]. URL: http://videouroki. net/filecom. php?fileid=98690720 (дата обращения: 20. 05. 2015). 7. Волгина Н. А. Применение инновационных технологий на уроках математики с целью формирования ключевых компетенций. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal. ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/03/19/opisanie-metodicheskoy-sistemy (дата обращения: 18. 04. 2016). 8. Бывалина Л. Л. Опыт использования приемов технологии развития критического мышления на уроках математики. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok. ru/priemi-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-matematiki-499796. html (дата обращения: 10. 11. 2016). 9. Курганов С. Ю. Педагогика С. Курганова // Первое сентября. 2000. № 55