Методы работы по ликвидации пробелов в знаниях по химии у студентов колледжа

У лучших учителей желание питомцев узнать и знать никогда не угаснет потому, что они всегда чувствуют себя добывателями знаний, переживают чувство гордости оттого, что они думая, работают. Что бы студент никогда не потерял интерес к знаниям, надо научить

Автор: Исасеитова Айнаш Толеубековна

Журнал «Просвещение». Выпуск №4 (6)

Фрагмент для ознакомления

Знания - это бесценное богатство, которое ты должен приобрести в годы детства, отрочества, ранней юности. То, что ты не приобрел в юные годы, никогда не приобретешь в такой же мере потом. Н. Г. Чернышевский! Одна из задач в работе каждого педагога, это повышение качества образования и воспитания учащихся. В педагогике и психологии идеями развивающего обучения посвятили свои работы Л. С. Выготский, М. А. Данилов, Н. А. Менчинская, И. Я. Лернер и др. По мнению психолога Н. А. Менчинской, понятие «Умственное развитие» характеризуется двумя показателями: наличие знаний и владение методами умственной деятельности. Умственное развитие осуществляется в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями. Но усвоить новые знания нельзя, если нет базовых знаний. Поэтому возникает острая проблема предупреждения неуспеваемости студентов и ликвидации пробелов в знаниях. Много сил и времени педагогам приходится потратить, чтобы из бывших троечников сделать умелых рабочих. В нашей стране накоплен немалый опыт по повышению качества общеобразовательной подготовки студентов. Известно, что знание особенностей личности учащихся позволяет педагогу развить и совершенствовать возможности студентов, способствует лучшему их проявлению. Великий русский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его точнее во всех отношениях». Решение этих задач требует усиления внимания к психолого-педагогическому изучению студентов. Изучение студентов можно начать с изучения аттестатов о среднем образовании. Уже это дает возможность выделить слабых и более сильных учеников. Посетить родительские собрания и в беседе с родителями выяснить, какие проблемы возникли у детей в школе при изучении химии (здоровье, недобросовестное отношение к своим учебным обязанностям, черты характера и т. д.). Специфика профессионального обучения заключается в том, что студенты, испытывающие затруднения в теоретическом обучении, при овладении трудовыми умениями и навыками достигают заметных успехов. Поэтому для успешной работы по ликвидации пробелов в знаниях, необходимо более глубоко изучить учебные возможности каждого студента. Преподавателю одного предмета сделать это очень сложно. Еще А. С. Макаренко писал: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса». Значит, необходимы коллективные усилия всего педагогического коллектива. Преподаватель каждого предмета, вместе с заведующими отделений, ведет наблюдения за студентами первого курса, обобщает свои наблюдения. Только после этого можно наметить меры, направленные на предупреждение неуспеваемости и осуществить индивидуальный подход к каждому студенту. Таким образом, система мер борьбы за качественную успеваемость включает три основных этапа: изучение студентов и выяснение их учебных возможностей; ликвидация причин слабой успеваемости; - контроль и учет появившихся изменений. Организовать ликвидацию пробелов в знаниях можно, если предусмотреть еще ряд мер: 1) определение знаний, умений студентов по материалу 4-9 классов; 2) определение типичных для предмета и для конкретной учебной группы пробелов в знаниях и умениях; 3) анализ содержания учебного материла за девятилетнюю школу и выявление базовых знаний и умений по предмету, необходимого для успешного овладения этим предметом в дальнейшем; 4) использование для восполнения пробелов не отдельных приемов, а разнообразных их сочетаний; 5) строгий учет ликвидируемых пробелов; 6) создание уверенности у слабоуспевающих студентов в своих силах. Студенты, в большинстве своем, обнаруживают пробелы в знаниях химии, на первой проверочной работе за курс девятилетней школы. Анализируя содержание учебного материала девятилетней школы, можно выделить базовые знания, необходимые для успешного овладения предметом. Например, знание периодического закона и периодической системы; классификация неорганических веществ, классификация органических веществ и т.д. На протяжении последних трех лет моей работы итоги входной контрольной работы почти всегда стабильны. Но нужно и отметить, что с каждым годом знания студентов за школьный курс ухудшаются. Сейчас почти никто не пишет работу на «5», на курсе (это три группы) на «4» две - три работы, половина всех учащихся пишут на «3», остальные на «2». Чтобы было удобно контролировать, как продвигается работа по ликвидации пробелов, ведется специальная тетрадь, в которую заносится, результаты первой контрольной работы и отличаются пробелы в знаниях каждого студента по каждому заданию. Результаты зачетной контрольной работы, которые тоже заносятся в тетрадь, покажут, как продвинулась работа по ликвидации пробелов. Работа продолжается до тех пор, пока пробелы не будет ликвидированы. Для работы над пробелами проводится серия уроков повторения, дополнительных занятий, консультаций. Например, на уроке по теме «Классификация неорганических веществ» в разделе повторение и введение разработаны тестовые задания. Решение задач, составление уравнений реакций на основе химических свойств каждого класса. Периодически на протяжении изучения органической темы дается возможность выполнять задания по неорганической химии с целью повторения, закрепления и возможности проявить уже накопленные знания, сильным студентам дав возможность еще раз прослушать материал слабым, поучаствовать им в решении повторно. При этом студенты пытаются сформулировать правило, по которому решается каждый пример. После повторения основных правил, проводится химический диктант на 2 варианта. Студены сами оценивают свою работу по предложенному критерию. После проверки проводим анализ диктанта и останавливаемся на примерах, в которых были допущены ошибки. Для работы дома студентам предлагается к каждому примеру, который решается на уроке, подобрать и решить свои два, уметь объяснить их. Студенты предупреждаются, что в начале следующего урока будет проведена аналогичная работа (химический диктант), на оценку, которая выставляется в журнал. Это предупреждение является стимулом для серьезного выполнения домашней работы. Кроме диктанта, можно провести по этому виду задания - тестирование. Применяется тест на соответствие. В первом столбике записаны примеры, во втором - ответы. Студенты должны записать только код решения в двух экземплярах: в тетради и на листочках, которые сдаются. Ответы проецируются на экран. По известному критерию учащиеся оценивают свою работу и оценки выставляются в журнал. Предварительно они предупреждаются, что листочки с работами будут перепроверены. Для тех, кто выполнил работу на оценку ниже «четыре» проводится дополнительная работа по опорной таблице. В конце урока проводится еще раз химический диктант. При повторении других тем, стараюсь подобрать такие примеры, что бы возникла необходимость вспомнить тему «Классиикация неорганических веществ». При повторении остальных тем: «Алканы», «Алкены», «Алкины» и т. д. для контроля за усвоением данного материала широко используются тесты. В своей статье «Приемы составления тестовых заданий» В. Е. Карчевский, например, пишет «использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний. Тесты оптимально соответствуют полной самостоятельности каждого ученика». Можно в своей работе применять тесты четырех типов: закрытие, открытые, на соответствие и на установление правильной последовательности. В заданиях закрытого типа дается несколько ответов, из которых надо выбрать правильный. В заданиях открытой формы необходимо вставить или дополнить словом или группой слов конкретное предложение для его завершения в виде верного высказывания. Задание на соответствие предполагает наличие двух множеств, между элементами которых необходимо установить соответствие. Эти множества могут иметь заголовки, а их элементы перенумерованы цифрами с лева и буквами справа. Каждому элементу левого столбца соответствует хотя бы один элемент правого столбца. В заданиях на установление верной последовательности учащемуся предлагается какая-либо последовательность в случайном порядке. Он должен слева от каждого действия вместо прочерка поставить его порядковый номер в верной, по мнению учащегося, последовательности. Эффективным при повторении является проведение химических диктантов. Постоянное проведение диктантов в начале урока дисциплинирует студентов, позволят выявить пробелы в знаниях и ликвидировать их. «Большую роль в предупреждении неуспеваемости и ликвидации пробелов в знаниях студентов играет домашнее задание и самостоятельная работа». Регулярное, добросовестное и правильное выполнение учащимся домашних заданий путем самостоятельной работы является одним из решающих условий достижения высокого качества заданий, поскольку гарантирует соответствующую подготовку к усвоению нового материала. Цели домашних заданий: закрепление и осмысление изученного на уроках материала; совершенствование знаний и умений путем упражнений; развитие умений самостоятельной учебной деятельности. Чтобы не было перегрузок у студентов, а домашнее задание было продуманным и целенаправленным, определяется объем и содержание его уже в процессе тематического планирования. Домашнее задание должно планироваться так, чтобы оно вытекало из материала предыдущего урока, было продолжением его и целенаправленно готовило студентов к усвоению нового материала. В процессе повторения большую помощь оказывают опорные настенные таблицы. «Данные таблицы следует вывешивать в кабинете всякий раз, когда будет необходимость вспомнить снова этот материал». Особенно важны эти таблицы потому, что с их помощью ребята имеют возможность воспринимать учебную информацию и на слух, и глазами. Как известно, эффективность восприятия повышается, если в этом процессе принимают участие одновременно несколько органов чувств. При работе с опорными плакатами учитель объясняет новый материал, сопровождая объяснения записями основных моментов новой темы, пользуясь условными обозначениями. В качестве опорного материала обычно выступают формулы, графики, схемы и др. Они даются в определенной последовательности, выражающей, как правило, логику рассуждений. Именной этот факт, что записи и зарисовки представляют собой не простую их совокупность, а объединены выбранным способом умозаключений, и обеспечивает более осмысленное восприятие учебного материала слабоуспевающими учащимся. «Опорные конспекты, составленные студентом с помощью преподавателя, способствует более продуктивному восприятию, более интенсивной выработке у учащихся навыки мышления» Уже на уроках повторения видно, после проведения тестирования, диктантов, кому из студентов необходима дополнительная помощь. Для оказания такой помощи проводятся консультации и дополнительные занятия. Дополнительные занятия и консультации должны иметь четко выраженную направленность на развитие учебных возможностей. Работа с каждым слабоуспевающим учеником должна строится в зависимости от установленной причины отставания в учении. Если, например, основной, доминирующей причиной, является недостаточное развитие навыков мышления и учебного труда, то одна из главных задач педагога заключается в развитии основных операций и умений учится; если ведущая причина слабой успеваемости кроется в отсутствии воли, то формирование волевых качеств становится центральным в воздействиях педагога и т. д. Очень помогают в этой работе различные карточки-задания. Например, выполнение заданий по аналогии, с помощью алгоритмов, задания с задания с выбором правильного решения, задания для программированного контроля, карточки для фронтальной работы на уроке, дифференцированные задания и т. д. Кроме этого «большую пользу в этой работе приносят специальные карточки обучающего характера по основным разделам учебной программы». Каждая карточка содержит краткий теоретический материал, образец решения примера по нему и запись решения другого примера с пропусками, чтобы учащийся попробовал свои силы, заполняя пропуски. В конце карточки предлагается пример для самостоятельного решения. Такие карточки можно использовать на дополнительных занятиях, на консультациях или для работы дома. Они позволяют каждому студенту работать в своем, привычном темпе, постепенно, определенными дозами повторяя забытый материал, восполняя пробелы. Преподаватели на дополнительных занятиях могут принимать зачеты у слабоуспевающих студентов по отдельным вопросам темы, а также заслушивать устные ответы не которых отстающих студентов (тех, кто по разным причинам испытывает сильное волнение, смущение и не может заставить себя говорить на уроке). Дополнительные занятия и консультации обладают еще одной особенностью, имеющей большое значение при работе со слабоуспевающими студентами. Преподаватель, побеседовав с отдельными студентами, может узнать их поближе, проникнуться их заботами, трудностями. Проникновение во внутренний мир студента способствует сближению его с учителем, взаимопониманию и расположению друг к другу. Особенно это важно в установлении доброжелательных отношений с «трудными» студентами. Завершением серии уроков повторения является зачет и зачетная контрольная работа. Зачет можно провести в виде смотра знаний по основным темам повторения. Цели этого зачета следующие: -закрепить знания учащихся по темам «действия над числами с разными знаками», «действия с дробями». Внедрить тестовый контроль при закреплении этих тем; -развить мышление, поставить студентов перед необходимостью знаний этих тем для практических целей и изучении более сложных тем; -способствовать воспитанию личности и ее качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (трудолюбие, дисциплинированность, внимательность, ответственность). Студенты должны осознавать, что от усвоения этих тем зависит качество усвоения более сложных тем. В оснащение урока входит: интерактивная доска, опорные таблицы, тесты, карточки -- тесты, химические диктанты, справочный материал, ведомость (список группы). Из методов обучения на этих уроках применяются: диалогический, частично- поисковый, репродуктивный. По опорным таблицам и справочному материалу в тетрадях студенты формулируют основные правила После повторения теории, приступаем к практической части. Проводится химический диктант на два варианта. С помощью проектора ответы проецируются на доску, студенты оценивают свою работу и сообщают оценки, в конце урока сообщается итоговая оценка за работу, которая выставляется в журнал. Итог всей работы повторения - зачетная контрольная работа. Работа проводится по карточкам, у каждого учащегося свой вариант. Результаты этой работы, как и первой заносятся в специальную тетрадь. Из этих записей видно, какой прогресс достигнут в ликвидации пробелов в знаниях. В основном 85-90% студентов справляются с этой работой с остальными же опять приходиться работать по тем темам, где допущены ошибки, до тех пор, пока пробелы не будут ликвидированы. «Профессиональное обучение как одно из ведущих звеньев подготовки молодежи к труду не ограничивается задачами только обучающего характера, оно призвано не только вооружить студентов практическими умениями и навыками соответствующими знаниями, но и воспитать у них добросовестное отношение к труду, развить интеллектуальные качества, углубить интерес к выбранной профессии. Ответственные задачи, связанные с воздействием на личность учащихся, решают педагоги в процессе формирования у них сознательного отношения к труду». Это отношение является сложным образованием. Оно характеризует сознательную общественную направленность личности и включает в себя таки ценные качества, как ответственность, добросовестность, трудолюбие, готовность выполнять любую нужную работу, коллективизм, бережливость, настойчивость. Успех работы преподавателя вообще и по данной проблеме особенно зависит в большой степени от того, насколько основательно изучил преподаватель психологические особенности каждого студента в отдельности и данной группы в целом. А также насколько педагогически правильно и оперативно он осуществляет педагогическую дифференциацию студентов. «Ежедневно, на каждом уроке студент должен что-то добывать своими усилиями -- это не только правило дидактики, но и важная закономерность воспитания». У лучших учителей желание питомцев узнать и знать никогда не угаснет потому, что они всегда чувствуют себя добывателями знаний, переживают чувство гордости оттого, что они думая, работают. Что бы студент никогда не потерял интерес к знаниям, надо научить его думать, приучить его к мысли как к труду. Еще Гете И. В. сказал: «Мышление - это самый сложный труд. Будь мыслителем. Будь искателем и пытливым добывателем знаний. Живи в мире мыслей, постигай идеи. Кто остерегается идей, теряет в конце концов и понятия». Литература 1. И. В. Гете «Избранное философское произведение» Москва 1964 год. 2. Т. Б. Гребенюк «Предупреждение неуспеваемости учащихся средних ПТУ» Москва «Высшая школа»1986 год. 3. Г. Г. Левитас «Методы преподавания» Москва «Высшая школа» 1989 год. 4. А. С. Макаренко Соч. второе издание т. 5 5. В. А. Онищук «Урок в современной школе» Москва «Просвещение» 1986 год 6. В. А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека» Москва «педагогика» 1990 год. 7. М. Р. Щукин «Психологические основы индивидуального подхода к учащимся» Москва «Высшая школа» 1990