Формирование математической грамотности при помощи ИКТ

Школьное образование Республики Казахстан находится на этапе нового старта. Всемирный экономический форум (далее – ВЭФ) обозначил 16 видов знаний и умений успешного в XXI веке человека.

Автор: Лизунова Мария Николаевна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно… Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. Н. А. Назарбаев Школьное образование Республики Казахстан находится на этапе нового старта. Всемирный экономический форум (далее – ВЭФ) обозначил 16 видов знаний и умений успешного в XXI веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. В рамках обновления содержания образования развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного учебного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее сформированности являются задания творческого характера, исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практико-ориентированные задания и др.). Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность. Это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. При изучении предмета «Математика» с целью формирования и развития математической грамотности рекомендуется научить учащихся: ориентироваться в справочных материалах, осуществлять поиск определений, формул и других утверждений в учебной и справочной литературе; пользоваться математическими формулами, самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев; решать практико-ориентированные задания с использованием приобретенных математических знаний, умений, вычислительных, измерительных и графических навыков; аргументировать свою точку зрения, участвовать в обсуждении и делать логически обоснованные выводы; работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики. В своей работе я широко использую ИКТ на уроках математики для формирования и развития математической грамотности. Приведу несколько примеров нестандартных и творческих видов деятельности из своего педагогического опыта: 2. Видеосюжеты. На интерактивной доске всему классу (или на ноутбуках индивидуально каждому ученику) проецирую отрывок из кино или мультфильма, после просмотра которого учащимся ставится вопрос, на который они должны дать ответ. Например, для учащихся 5-6 классов может быть показан отрывок из мультфильма «В стране не выученных уроков», где Перестукин Витя должен решить задачу про землекопов. Учащимся предлагается помочь Вите решить данную задачу. 3. Интеллектуальные игры. Для учащихся старших классов может быть проведена игра «Что? Где? Когда?», вопросы к которой составлены по принципу вопросов ЕНТ. Например, вопрос от продавца фруктов с центрального рынка: «Яблоко и груша вместе весят 140 г, груша и апельсин – 180 г, апельсин и яблоко – 160 г. Сколько граммов весят яблоко, груша и апельсин вместе взятые?». Для учащихся среднего звена может быть проведена игра «Угадай мелодию», в данной игре детям предстоит угадать название или исполнителей песен, в которых упоминаются математические термины. 4. Шарады. На этапе постановки темы и целей урока, особенно в начальных классах, применяю шарады. Например, Он грызун не очень мелкий, Ибо чуть побольше белки. А заменишь «У» на «О»— Будет круглое число. (Сурок— сорок) 5. Рассказ-задачи. Например, Турист за первый час пешего пути поднялся в гору на 500 м, а каждый следующий час поднимался на 25 метров меньше, чем в предыдущий. За сколько часов он достигнет высоты 3300 метров? 6. Кодированные задания. Данные задания придутся по душе младшим школьникам. Например, ПОПРОБУЙ ПРОЧИТАЙ Попытайтесь как можно быстрее прочитать группу слов, зашифрованных с использованием цифр, чисел и числовых выражений. Выигрывает самый внимательный, сообразительный и быстрый. АК3СА, ВИ3НА, ГАС3Т, IIIКО, IIIУМФ, IIIТОН, УСIIIЦА, Ш1+2Х, ПА5-2ОТ, 6:2БУНАЛ, 7-4БУНА, ОСЕ12:4НА, О6х0, 5ЦАНИЕ, ОСI+IIЁ, СМОV-IIНЫ, ДМИVI-IIIЙ, БИССЕКIX:IIIСА, ДИРЕК9-6СА, МАII+IЦА, IV-IКОТАЖ, ЭЛЕКVII-IVЧКА, С9:IIIЖ, ПАVI:IIЦИЙ, НА100-97Й, КАР99:33ДЖ, 100-97ЛЛЕР, 1, 5х2ЕСТ, МАIIIАРХАТ. (Актриса, витрина, гастрит, трико, триумф, тритон, устрица, штрих, патриот, трибунал, трибуна, осетрина, отрицание, остриё, смотрины, Дмитрий, биссектриса, директриса, матрица, трикотаж, электричка, стриж, патриций, натрий, картридж, триллер, Триест - город в Италии, матриархат.) 7. Викторины. Например, «Круг или квадрат?». Вопросы в такой викторине могут быть следующими: Один из видов диаграммы называется... Как? (Круговая) Как называют вторую степень числа? (Квадрат) Назовите один из популярных видов уравнений. (Квадратное уравнение) и т. д. 8. Практико-ориентированные проекты. Для учащихся среднего и старшего звена интересна работа над практико-ориентированными проектами. Темами таких проектов могут стать «Экономия электроэнергии» (продуктом выступит презентация и буклет с рекомендациями), «Математика и диета» (продуктом выступит презентация и индивидуальная диета) и т. д. 9. Математические ребусы. Очень увлекательным для учащихся всех возрастов является разгадывание и самостоятельное составление математических ребусов. После изучение любой темы может быть предложено составить математические ребусы и оформить их в виде презентации. Например, слово стереометрия может быть зашифровано следующим образом: 10. Задачи в стихах. Существует множество математических задач в стихотворной форме, которые можно предложить учащимся самостоятельно найти в интернете и предложить свое решение. Например, задача «Жизнь Диофанта»: Прах Диофанта гробница покоит дивись ей - и камень. Мудрым искусством его скажет усопшего век. Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком, И половину шестой встретил с пушком на щеках. Только минула седьмая, подружкою он обручился. С ней пять лет проведя сына дождался мудрец. Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил. Отнят он был у отца ранней могилой своей. Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе. Тут и увидел предел жизни печальной своей. 11. Математический лабиринт. Устный счет на уроках математики в начальной школе имеет большое значение. Учитель выделяет 5-10 минут урока для достижения правильности и беглости устных вычислений. Дети закрепляют математические навыки, учатся быстро реагировать на задания учителя и выполнять их. Существует интересная математическая игра "Лабиринт", которую можно использовать её на уроках, закрепляя вычислительные навыки. Правила игры просты: учащиеся должны внимательно посмотреть, выявить закономерность и найти выход в противоположном конце лабиринта. Например, помогите мальчику вернуть свой велосипед: Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, рассказ-задача, игры-путешествия, ребусы, кодированные задания, математическое лото, игра «Лабиринт», кроссворды и т. д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше, можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность и иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным. А значит, создают благодатную почву для формирования у учащихся математической грамотности.