Проблемы информатизации в современной школе

В современном Казахстане, также как и в большинстве развитых стран мира, в качестве одного из главных приоритетов развития общества определена необходимость модернизации системы национального образования.

Автор: Макаренко Ирина Александровна

Современные инновации в образовании

В современном Казахстане, также как и в большинстве развитых стран мира, в качестве одного из главных приоритетов развития общества определена необходимость модернизации системы национального образования. Реформа казахстанского образования вызвана социальной модернизацией и необходимостью обеспечения условий для перехода к информационному обществу с высоким социально-экономическим, политическим и культурным развитием. В этой связи перед каждым учебным заведением стоит задача привести свои кратко- и долгосрочные планы, организационные и методические основы жизнедеятельности коллектива в соответствие с современными требованиями. В ГУ «Школа-лицей № 8 для одарённых детей» города Павлодара инициировать наиболее эффективные новые подходы в обучении позволило знакомство педагогического коллектива с семью модулями Программы, разработанной Кембриджским университетом. Учителя-лидеры получили возможность: • определять приоритеты в преобразованиях учебно-воспитательного процесса лицея; • совместно с коллегами критически осмысливать благоприятное и преобразующее влияние определенных модулей; • внедрять в практику лицея преобразования, вовлекая в их реализацию учителей 2-го, 3-го уровней, а также заинтересованных коллег, не прошедших уровневые курсы; • обеспечивать контроль над результативностью внедрения преобразований в практику УВП лицея и оценивать качественный аспект произошедших изменений. Одной из главных целей педагогического коллектива является создание и развитие уникальной информационной среды, предоставляющей широкий спектр возможностей всем участникам образовательного процесса школы и её социальным партнёрам для получения всесторонней своевременной информации, личностного и профессионального саморазвития. Для осуществления данного приоритетного направления учебно-воспитательного процесса в лицее создана «Программа информатизации на 2014-2018 год». Задачи программы: • развитие материально-технической базы школы и создание единого информационного пространства. • повышение ИКТ - компетентности всех участников образовательного процесса. • создание условий для активного вовлечения учащихся и педагогов в познавательную деятельность, развитие творческих способностей учащихся. • управление школой на основе внедрения средств ИКТ. За двадцать лет с начала широкого внедрения компьютеров в образование мы многое узнали об информационных и коммуникационных технологиях, об их потенциале для трансформации национальной образовательной системы. Тем не менее, и сегодня существуют насущные и трудно решаемые проблемы информатизации школы. В целях изучения состояния информатизации и использования ИКТ в учебном процессе было проведено анкетирование учителей. В анкетировании участвовало 63 педагога лицея. Данные анкеты приведены в таблице (приложение 1). Анализ результатов анкеты позволил заметить, что учителя в возрасте от 40 до 55 лет недостаточно активно применяют ИКТ для подготовки и проведения уроков. Педагоги старше 55 лет не только крайне редко используют ИКТ, но и категорически отвергают их использование в учебно-воспитательном процессе. SWOT-анализ состояния информатизации и использования ИКТ в учебном процессе позволил определить угрозы, препятствующие развитию сильных сторон школы. Для оценки уровня ИКТ-компетентности учителей были использованы две анкеты на основе тестов, разработанных институтом ЮНЕСКО («Руководство по адаптации рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по структуре ИКТ-компетентности учителей»). По результатам анкетирования сделан вывод, что педагоги применяют ИКТ для своего профессионального развития в недостаточной мере: • используют интернет для взаимодействия со своими коллегами на системной основе - 34% учителей; • делятся своими материалами и/или проектами с другими учителями - 18% педагогов; • консультируют коллег по вопросам опыта внедрения ИКТ в учебный процесс – 22% учителей. Ответы на вопросы анкеты позволили судить о недостаточной ИКТ-грамотности педагогов. Методической активности педагогов по использованию ИКТ пока не достаточно для формирования готовности учителей к продуктивной творческой деятельности в насыщенной информационно-образовательной среде. Требуется повышение квалификации педагогов для вывода их ИКТ-компетентности на творческий уровень, чтобы полно и эффективно использовать новые образовательные возможности цифровой эпохи в построении общества, основанного на знаниях. В ходе изучения состояния информатизации в лицее было проведено анкетирование учащихся 7-9 классов. В анкетировании приняли участие 73 ученика. По результатам анкетирования сделан вывод: большая часть учащихся считает, что ИКТ-технологии необходимо внедрять в учебный процесс и во внеурочную деятельность. Мнение учащихся сводится к тому, что использование ИКТ-технологий может повысить мотивацию к изучению учебных предметов в школе. Большинство учеников активно и результативно применяют данные технологии при подготовке к урокам, имея соответствующую возможность дома и в школе. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость и возможности использования ИКТ-технологий в школе-лицее № 8 достаточно высоки. ИКТ-компетентность на уровне грамотности проявляется в умении учащихся набирать и форматировать текст, использовать электронную почту в образовательных целях, осуществлять поиск информации в Интернет, создавать презентацию в Power Point., осуществлять поиск информации в Интернет. Хуже обстоит дело с созданием таблиц, умением украшать текст иллюстрациями через вставку картинок, использованием электронных учебников. Также видно слабое владение разнообразными программами, в основном ученики используют стандартный набор программ. Использование Интернет-ресурсов учениками сводится, в основном, к поиску дополнительного материала при подготовке к урокам, для общения и с целью получения игровых программ. Лишь небольшое количество учащихся расширяют свое поле знаний при подготовке исследовательских работ, и при этом обращаются к опыту своих сверстников, людей науки через сервисы Интернет. В анкетировании «Использование ИКТ в образовательном процессе» приняли участие 56 родителей учащихся. По результатам анкетирования сделан вывод: компьютер и выход в Интернет имеются во всех семьях, ограничивают время нахождения ребенка у компьютера 67% родителей. Удовлетворённость уровнем подготовки своего ребенка по информатике выразили 82% участников анкетирования, а уровнем использования информационных технологий в образовательном процессе школы – 67%. Большинство родителей считает необходимым использовать на уроках средства информатизации (83%). О знакомстве с сайтом лицея заявили 73% родителей. А 69% респондентов полностью удовлетворены объёмом информации сайта. Все родители считают полезным введение электронных журналов и дневников. В целях изучения состояния информатизации было проведено интервьюирование администрации лицея. В интервью приняли участие директор и три заместителя по учебно-воспитательной работе. Среди факторов, которые препятствуют использованию ИКТ в учебном процессе, были названы следующие: • низкий уровень ИКТ-компетентности учителей; • нежелание учителей старшего поколения использовать современные информационные технологии; • недостаточное программное обеспечение; • нехватка квалифицированного технического персонала для поддержки использования ИКТ; • недостаточное количество времени у учителей на подготовку уроков; • наличие компьютеров устаревшей модификации. Таким образом, в результате анализа было определено проблемное поле в деятельности лицея: 1. Недостаточность уровня ИКТ-компетентности учителей. 2. Отсутствие системной подготовки кадров в области информатизации образования. 3. Недостаточное методическое сопровождение внедрения ИКТ в образовательный процесс. 4. Недостаточное использование цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе. Приоритеты преобразований практики школы-лицея № 8 были сформулированы следующим образом: • учителя, повысив свою ИКТ-компетентность, преодолеют стереотипы относительно традиционных форм обучения, перейдут к активному использованию в обучении современных информационных технологий и будут развивать свои лидерские качества; • ученики – будут систематически развивать умения по применению возможностей ИКТ, расширять познавательные способности, повышать уровень знаний. Определены основные меры по реализации Программы информатизации: • обучение учителей использованию ИКТ в обучении. • создание системы менторинга и коучинга для внедрения в преподавательскую практику новых подходов в обучении и преподавании. • сотрудничество с коллегами школы и ряда других организаций в рамках сетевых профессиональных сообществ. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в целом, обеспечить формирование важнейшей компетенции личности - умения учиться.