Современные образовательные технологии на уроках естественно-научного цикла

Использование современных инновационных методов в обучении. Приложения Web 2.0 - для поддержки обучения и процесса преподавания. Их применение повышает компетентность обучающихся, активизирует способности, повышает эффективность обучения предмету

Автор: Макеева Татьяна Михайловна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

В современном обществе образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. Преобразование постиндустриального общества в глобальное информационное, значительно актуализировало проблему инновационных подходов к организации образовательных процессов, основанное не только на знаниях, но и на компетентности специалистов. В результате чего в современных условиях к системе образования выдвигаются весьма высокие требования. Система должна готовить специалистов к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире. В современном мире перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия. Основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов, профессиональные интересы будущих специалистов. Современные инновационные методы в обучении создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, они способствуют развитию профессиональных качеств будущего специалиста. Для того, чтобы «включить» студента в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса нужна мотивация. Это – первое из современных требований в обучении. В связи с этим формирование учебной мотивации является необходимым условием эффективности обучения. Применение инновационных технологий повышает компетентность обучающихся, активизирует способности, повышает эффективность обучения предмету, развивает творческую мыслительную деятельность. Новые стандарты требуют, чтобы обучение носило деятельностный характер. Совместная работа преподавателя и студента на уроке должна сделать этот урок интерактивным. Формы и методы ведения урока должны способствовать тому, чтобы студент стал активным участником учебного процесса. Сегодня необходимо, чтобы каждый педагог по любой дисциплине смог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время, позволяет работать студенту в своем темпе, позволяет преподавателю работать со студентом дифференцированно и индивидуально; дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Использование таких интерактивных образовательных приложений как LearningApps. org, которое является приложением Web 2. 0, для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей, существенно увеличивает качество обучения. Данные модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Внедряя в учебный процесс элементы модульного обучения и проектные технологии, ориентированные на результат, педагоги профессионального образования сопоставляют этот результат с требованиями работодателей. Используют эти критерии в качестве основных, профессионально значимых для будущего специалиста. В современных социально-экономических условиях, у будущего специалиста должно быть развито экономическое мышление, в процессе инновационных преобразований. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении педагог должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед преподавателем является пробуждение обучающихся к познанию. При этом на первый план выходит личность преподавателя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Чтобы уроки были действительно интересными и эффективными преподаватель должен находиться в постоянном поиске, совершенствовать формы, методы, приемы работы, экспериментировать,. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Сегодня IT-сфера очень хорошо развита, но не всегда новые технологии могут взаимодействовать с образовательным учреждением, ведь они подразумевают высокого уровня подготовки преподавателей, а также немалых финансовых вложений. Тем не менее, в настоящее время во многих учебных заведениях уже используются цифровые лаборатории, проекторы, интерактивные доски, и многое другое. Очень распространён вывод, что телефоны на занятиях мешают и отвлекают обучающихся от его учебной деятельности. Но как уже говорилось, в современном мире будет уже тяжело обойтись без мобильных и компьютерных устройств. Так почему же не совместить, так сказать, «приятное с полезным» и не попробовать вовлечь студентов в учебную познавательную деятельность с помощью их смартфонов? На данном этапе можно рассмотреть приложение QR-код, как средство более интересного интерактивного средства обучения в современных образовательных учреждениях. QR-код (в переводе с английского (quickresponse) означает «быстрый отклик») – это матричный код, разработанный японской компанией «Denso-Wave» в 1994. QR-код позволяет пользователям, обладающим смартфонами, за какие то 10 секунд интерактивно получить самую разную информацию на свои мобильные устройства. Вот что написано в Википедии про данный вид кодирования: «Основное достоинство QR-кода это лёгкое распознавание сканирующим оборудованием, что дает возможность использования в торговле, производстве, логистике». В образовательных целях можно: закодировать ссылки, которые направляют учащихся на образовательный сайт с информацией, помогающий решить определённую задачу; разместить такие коды на информационных, новостных стендах; использовать QR-код прямо на уроке, в виде закодированных заданий контрольной работы или теста для проверки усвоения учебного материала учащимися и многое другое, всё дело лишь в вашей фантазии. Для создания тестов можно использовать сервис ClassTools. NET (на сайте приведены примеры заданий). QR-коды можно использовать абсолютно везде: от обычного листа бумаги, до огромных новостных стендов. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность студентов. Перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества, но и подготовка грамотного специалиста. На рынок труда выпускник колледжа выходит со своим, очень специфическим «товаром»- профессией, уровнем квалификации, мастерством. Использование того или иного метода должно определяться психологической и целесообразностью педагогической; соотношением на организацию деятельности преподавателя и студентов; соответствием методов возможностям студентов, индивидуальным возможностям преподавателя; соотношением методов с характером содержания материала, который изучается; взаимосвязью и взаимодействием методов между собой; эффективностью достижения качественных результатов обучения и творческого использования знаний, умений и навыков. Основным результатом профессионального образования на современном этапе выступает компетентность будущего специалиста, востребованного на рынке труда.