Тренинг с коучинговым подходом. Из опыта работы

Представленный материал в форме рефлексивного отчета поможет коллегам в переосмыслении своих педагогических подходов. Учителю 21 века важно уметь рефлексировать над своей педагогической деятельностью.

Автор: Линник Марина Анатольевна

Современные инновации в образовании

Фрагмент для ознакомления

В рамках внедрения обновленного содержания среднего образования в Казахстане проводятся занятия по образовательной программе профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике». Для развития сотрудничества и профессиональной поддержки коллег с целью внедрения новых подходов в рамках обновленного содержания среднего образования проведен тренинг с коучинговым подходом по теме «Использование критического мышления в преподавании: вопросы высокого и низкого порядка по Таксономии Блума». Представление о критическом мышлении, как инновационной технологии, имеют многие. Но, исходя из потребностей коллег, было предложено рассмотреть тему, связанную с вопросами Таксономии Блума. Одни учителя не слышали и не имели представления о Таксономии Блума; другие изучали, но не применяли на практике; третьи применяют, но не могут проанализировать, правильно ли различают вопросы низкого и высокого порядка или ошибаются в трактовке вопросов. Поставленные перед коллегами цель, задачи, ключевая идея соответствуют ожидаемому результату: учителя изучат уровни Таксономии Блума и будут различать вопросы низкого и высокого порядка; умеют их задавать; умеют рефлексировать над своей деятельностью и оценивать деятельность коллег; со стороны тренера педагогам будет оказана профессиональная поддержка в применении новых подходов в обучении. Тренинг начался с разминки «Поза Наполеона», которая помогла участникам абстрагироваться от проблем и переключить внимание на занятие, показать готовность к сотрудничеству. С помощью игры «Домики. Люди. Землетрясение», проведенной для снятия напряжения и создания атмосферы доброжелательности, открытости и сотрудничества, участники разделены на 3 группы. Введением в тему тренинга стало обсуждение «10 аргументов» на утверждение «Вокруг села много озер - это хорошо и это плохо». На первый взгляд, для многих казалась несовместимой связь темы занятия и обилие озер вокруг села. Но мозговая атака, выдвижение невероятных гипотез разбудили дремавшее мышление коллег, следовательно, произошло преломление в сознании, что надо мыслить исключительно, нестандартно. Таким образом, погружение в тему состоялось, определена цель занятия, зафиксирована запись в рефлексивных дневниках. Через применение активного метода обучения «Велосипедная цепь» организован процесс знакомства с Таксономией Блума. На вопрос «Помог ли данный метод узнать больше о Таксономии Блума?» ответ был одинаковый у всех: «Работа в парах сменного состава закрепила добытые самостоятельно знания». «Вопросы какого уровня Вы задавали своим коллегам?» вызвал неуверенность, замешательство, потому что все вопросы были составлены на знание, понимание. Удачным на данном этапе стало осознание учителями того, что в своей практике чаще всего они используют вопросы низкого порядка, которые, как правило, не развивают критическое мышление, потому что направлены на воспроизведение информации. Анализ рассказа «Печенье» сфокусирован на умении различать и формулировать вопросы в соответствии с уровнями Таксономии Блума. Многие не сразу поняли, какие вопросы необходимо составить, но предложенные «подмостки» в форме таблицы помогли сориентироваться. Участники тренинга в форме пирамиды создали постер, формулируя вопросы низкого и высокого порядка по одному на каждый уровень. При формативном оценивании постеров члены группы обращали внимание на качество задаваемых вопросов и выбирали 2 наиболее понравившихся, объясняли почему. Коллеги наблюдали друг за другом, как происходит процесс переосмысления информации и оценивания соответствия составленных вопросов различным уровням Таксономии. По мнению каждого члена группы, тема оказалась актуальной, и они осознали необходимость использования Таксономии Блума в своей педагогической деятельности для развития критического мышления учащихся. Успех тренинга в том, что, во-первых, уникальным способом состоялся процесс знакомства учителей с Таксономией Блума. Во-вторых, участники научились различать и задавать вопросы низкого и высокого порядка. В-третьих, со стороны тренера педагогам оказана профессиональная поддержка в применении новых подходов в преподавании и обучении. Каждый из присутствующих получил не только богатый теоретический багаж, но и ощутил профессиональную поддержку в применении новых подходов, подтвердил свою уверенность в необходимости внедрения обновленного содержания среднего образования, используя активные методы обучения. Оценивание, получение обратной связи после каждого упражнения помогло осмыслить учителям предложенный вид работы и полученные знания: ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? ГДЕ? В анкетах учителя отмечали, что тема тренинга соответствует их потребностям. Другие изъявили желание попрактиковаться при составлении вопросов в разрезе преподаваемого предмета. Рефлексия «Ваш новый компьютер» помогла учителям и тренеру проанализировать эффективность проведенного занятия. Примененный вид рефлексии эффективен: учителя комментировали, что увидели нового на занятии, чему научились, что поняли и оценили свое настроение, наклеивая стикеры разного цвета на части компьютера: «Мне понравилось все. Это мое, мне понятно и близко такое обучение и построение урока». «Настроение отличное. Оказывается, как важно обращать внимание на умение грамотно задавать вопросы по тексту. Это учит глубже понимать материал». «Буду применять «Велосипедную цепь». Пересмотрю свои уроки при составлении вопросов по Таксономии Блума». Применение на практике вопросов высокого порядка было продемонстрировано мною при проведении серии последовательных уроков русского языка в 6 классе. Учителя приглашены в роли наблюдателей. Опыт работы по внедрению модуля «Обучение критическому мышлению» систематизирован и обобщен: 1) Участие в республиканском он-лайн конкурсе-ярмарке педагогических проектов «Инновационный опыт – в практику школ». Диплом в номинации «Развитие критического мышления». 2) Публикация статьи «Влияние вопросов высокого порядка на развитие критического мышления учащихся на уроках русского языка в 6 – 7 классах» в сборнике докладов Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы науки и системы образования РК и стран СНГ». 3) Публикация статьи в Республиканском научно-методическом журнале «Русский язык в школах и вузах Казахстана» №4 2016 г. «Влияние вопросов высокого порядка по Таксономии Блума на развитие критического мышления учащихся на уроках русского языка». По развитию дальнейшей практики профессиональной поддержки коллег по вопросам внедрения новых педагогических подходов в процесс обучения в рамках обновления содержания среднего образования планирую: обмен опытом работы (школы, сетевое сообщество); сотрудничество с тренером, коллегами посредством участия в работе творческих мастерских (ИПК), исследовательской и издательской деятельности.