Лингвистический турнир «Мәңгілік ел – одна страна, одна судьба»

Лингвистический турнир «Мәңгілік ел – одна страна, одна судьба» посвящен Дню языков народов Казахстана. У нас в школе изучается государственный, русский и английский языки. Мы все - представители разных национальностей. И некоторые из нас владеют еще и св

Автор: Котвицкая Светлана Александровна

Журнал «Просвещение». Выпуск №4 (6)

Цель: • воспитание интереса к изучению русского языка и литературы Ход мероприятия I. Организационный момент. Щедрое народное наследство -Я люблю красивый наш язык Ведь на русском говорю я с детства, Словно к матери, к нему привык. Жизнь идет, словарь опережая. (Сколько новых дел, событий, чувств!) Мысль свою на русском выражая, Я у предков многому учусь. Навсегда вошли без перевода Русские хорошие слова В речь и душу каждого народа На правах духовного родства. Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком – Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. Я умею говорить по-русски, Потому беседовать могу С братом негром, С докером французским, С другом на кубинском берегу. Наш язык - язык труда и света, Он широк, и ясен, и велик. Слушает с волнением планета Пушкина бессмертного язык! - Здравствуйте, уважаемые участники и гости! Мы рады вас приветствовать на нашем лингвистическом турнире. Как вы знаете ежегодно 22 сентября в нашей стране празднуется День языков народов Казахстана. Вот и сегодня наше мероприятие посвящено этому событию. Однажды Вольтер сказал: «Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку». У нас в школе изучается государственный, русский и английский языки. Мы все - представители разных национальностей. И некоторые из нас владеют еще и своим родным, национальным языком. Но чтобы у нас не получилось Вавилонское столпотворение, нам во владение дан русский язык как язык межнационального согласия. Однажды В. И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил: «Что хорош квас?». - Хорош, - сказал тот. - А чем хорош? - Вкусный, холодный, с эрфиксом. - С чем? – насторожился Даль. - С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великого языка»? - Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык. - Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси. - Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца. - Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий). Любите ли вы русский язык, как любил его Даль? Знаете ли вы русский язык, как знал его Даль? Сегодня мы это выясним. «Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», - говорил Н. М. Карамзин. «Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком!»- писал якутский поэт С. Данилов. Наш сегодняшний турнир посвящен знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности: «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Грамоте учиться всегда пригодиться». Здесь сегодня собрались самые смелые и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это «умы». Помните, как говорится: «один ум хорошо, а два лучше». В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние. Выбрать жюри. Итак, начинаем. (6 участников). 1-ое задание называется «умная ромашка». Каждый из участников получает лепесток от ромашки, на обороте которого написано слово. Ваша задача – вспомнить правила, характеризующие данные слова, то есть дать им определение. 2 –е задание: Назови одним словом 1. Детёныш галки (галчонок) 2. Место соединения сшитых кусков (шов) 3. Глухой шум от трения (шорох) 4. Сделанный из холста (холщовый) 5. Стрежень для чистки оружия (шомпол) 6. Ощущение жжения в пищеводе (изжога) 7. Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зелёного цвета (крыжовник) 8. Плоскодонная китайская лодка (джонка) 9. Застывшая масса какао с сахаром (шоколад) 10. Водитель автомобиля (шофёр) Какое правило объединяет эти слова? Правописание о-ё после шипящих в коре слова 10 баллов Выбывает 1 участник 3-е задание: Ответить на вопросы. Вопросы я буду задавать каждому участнику в отдельности. Остальные участники не имеют права отвечать не на свой вопрос. Выигрывает тот, кто ответит на большее количество вопросов. Отвечать нужно быстро, времени на раздумье не дается. - Кто написал стихотворение «Бородино»? Пушкин, Лермонтов, Некрасов. - Что стоит в слове перед корнем? (приставка). - Как называется сооружение для переправы через реку? (мост). - Какой писатель родился 31 февраля 1940г? (никакой) - В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила) - Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай) - Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет) - Кто был третьим от кого ушел колобок? Медведь, заяц, лиса. - Сколько падежей в русском языке? (6) - На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого? , чего?) - Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко) - Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля). - Сколько спряжений у глагола? (2) - Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33) - Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м. р. - IаI, - IяI) - Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья) - Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком). - В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко») - Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое) - кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий) - Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно) - Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума» - Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» (да ест) - Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы) - На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?) - Назовите местоимения второго лица? (ты, вы) - Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран) - Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус) - С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником. - Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли) - Каким ключом невозможно открыть замок? (скрипичным) - Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский) - Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер) - Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы) - Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками: бок о бок, чуть –чуть, точь – в- точь - Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? (ни одного не поймаешь) - Печь – это глагол или существительное? (и то и другое) - От какого суффикса зависит написание корней – мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-) - Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать) - Сколько –н- пишется в слове серебряный? (одно) - Закончите пословицу: «терпение и труд …? (все перетрут) - Кто из героев народных сказок похож на мяч? (колобок) - К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род) - Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка) - Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля определить род? (общий род) - Как правильно сказать: извините или извиняюсь? - Поставьте ударение: договор или договор? - Обладателя этой вещи все с первого взгляда принимают за отличника? (очки) - Что указал путь не только Ивану – Царевичу, но и Тесею в лабиринте? (клубок) - Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? С помощью каких наречий (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) Выбывает 1 участник «Поэтическая переменка» Учитель: О языках написано много замечательных строк. Язык дружбы Есть много способов общения: Жест, мимика или сигнал. Но вот в «прекрасное мгновение" Связь звуков человек познал. Теперь известна сила слова! И как богат язык людей! Один вопрос тревожит снова: Какой язык считать важней? Кого не спросишь, без сомнения, Хоть это финн, словак, казах. Ответят, не вступая в прения: Вся красота в родных словах! Ведь свой язык милее слуху И всех дороже тоже он. Родной язык - основа духа. Народом он введён на трон А если взять творцов искусства, Известных нам, как Пушкин и Абай? Их лирику переполняют чувства, И воспевает каждый свой язык и край! Известна истина простая: Все люди, хоть из разных стран, Важнее слов не представляют. Чем Country, Родина, Отан. И смысл этих слов единый: Земля, но каждому своя! И тот народ непобедимый. Кто меч на речь сменил в боях. Народ, кто твердо понимает. Что мир - к содружеству рука. Где человек, бесспорно, уважает Обычаи других и выбор языка. Как уважаю я язык своей Отчизны, Считая долгом в совершенстве его знать. Историю и быт народной жизни Через него удастся мне познать. Объединяет много наций Казахстан И Президент наш утверждает: "Нужно, Чтоб был один язык народов разных стран, И это, несомненно, - язык Дружбы Слово жюри. Выбывает 1 участник «Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов. С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У. Н. Т. 4-е задание. Вам даны карточки со словами. Ваша задача – составить из этих слов пословицы и расшифровать их значение - Не спеши языком, торопись делом. - Одежда лучше новая, а друзья старые. - Когда друг просит, не существует завтра. - Руки поборют одного, знания – тысячу. - Под лежачий камень вода не течет. Самую длинную фамилию в мире носит житель Стамбула. В ней 43 буквы а в конце прошлого столетия в американском штате Висконсин умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было длиной в 122 буквы. А самая короткая фамилия на земле, если верить ученым, состоит из 1 буквы – это французская фамилия О. Там же во Франции самое короткое географическое название – там есть село, которое называется И. Все это я к чему? Не бойтесь, я не заставлю вас вспоминать эти слова. Мы просто поиграем в игру со словами. 5-е задание. Ваша задача придумать наибольшее количество слов в рифму: гараж, багаж, Кто не называет слово получает минус. 2 минуса – это выход из игры. (Багаж, блиндаж, пейзаж, экипаж, мираж, тираж, страж, массаж, шантаж, монтаж, абордаж, такелаж, персонаж, арбитраж, дренаж…). II. Подведение итогов. Слово жюри. III. Награждение победителей. IV. Рефлексия. Дополнительно. 1. Назовите 2-3 глагола, корень которых состоит из одной буквы. (Шла, согнуть, обуть) 2. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты к вы = тыквы) 3. В первой четверти XIX века в Москве практиковал немецкий врач Лоддер. Он рекомендовал для укрепления здоровья бег трусцой. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением. Отсюда появилось собственно русское выражение, означающее «бездельничать, праздно проводить время». Что это за выражение? (Гонять лодыря.) 4. Напишите 10 слов с удвоенными согласными. (Аллея, баллада, вилла, гамма, грамматика, коралл, доллар, колледж, сессия, теннис, шоссе, фонограмма, хоккей, хобби, эффект и др.) 5. Какое наречие «предлагает» кусок ткани на пальто или костюм? (Наотрез) 6. Название славянской азбуки, созданной учёными-монахами Кириллом и Мефодием. (Кириллица) 7. Заполните словарик перифраз с цветовыми прилагательными: белое золото-….. (хлопок) зелёная аптека-….. (лекарственные растения) рыжая плутовка-….. (лиса) люди в белых халатах-….. (врачи) чёрный континент-….. (Африка) белый утренник-….. (первые осенние заморозки) голубой экран-….. (телевизор) серый санитар-….. (волк) 10. Какое числительное приказывает? (Три) 11. В каком предложении нужно употребить слово «финиш», а в каком – «финал»? По драматическим событиям, описанным в повести, можно было предугадать его… (финал). От старта до … в пути за спортсменами следовала группа сопровождения (финиша). 12. Восстановите порядок букв и назовите слово: Д А В Т Ь Е Л П О Р А Е (преподаватель) 13. Допишите окончания имён прилагательных и причастий (ед. ч.) в словосочетаниях: грозн… цунами (ое) взбит… суфле (ое) выигранн… пари (ое) хохлат… какаду (ый) спел… кольраби (ая) свеж… салями (ая) 14. Поставьте значок ударения в словах: жалюзи, щавель, христианин, каталог, инаугурация, кремень, эксперт. / / / / / / / (жалюзи, щавель, христианин, каталог, инаугурация, кремень, эксперт)