Тренинг: Обучение талантливых и одаренных учеников

1.Одаренность – свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях; но не сводимое к их сумме, это высокий уровень развития способностей; 2.Талант – способность к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто; 3.Одарённые и талантливые дети – категория учащихся, обладающих способностью к самоконтролю, поиску способов повышения результативности своего обучения.

Авторы: Мазалова Ирина Николаевна, Савенко Виктория Витальевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №4 (6)

Цель Жареная тема Раскрыть сущность модуля «Обучение талантливых и одарённых учеников» и понять различие между одаренными и талантливыми учениками. Результат Учителя: -поймут и обогатят содержание модуля ««Обучение талантливых и одарённых учеников» - смогут различать понятия «одаренных и талантливых» детей; - создадут благоприятную среду для достижения максимального успеха в преподавании и обучении. Ключевая идея 1. Одаренность – свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях; но не сводимое к их сумме, это высокий уровень развития способностей; 2. Талант – способность к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто; 3. Одарённые и талантливые дети – категория учащихся, обладающих способностью к самоконтролю, поиску способов повышения результативности своего обучения. Ход тренинга Занятие 1 14. 00-15. 00 I. Активизация – 10 минут. 1. Разминка: «Кенниги» - 5 минут «Кенниги»- это поэтические образы, состоящие из сочетания двух слов - существительных. Например: лев - царь зверей, окна – глаза дома, арифметика – мир цифр. Слушатели составляют собственные кенниги на слова: орел, асфальт, песня, речка, солнце, воробей, чертеж, грамматика, ржавчина, столица, фонтан, золото, лекция, талант, тушь, человек. 2. Деление на группы: 3 минуты Слушателям стоящим в кругу ведущие шепчут названия нот: до, ре, ми, фа. И команды формируются по нотам. До - (Катя): Альбина, Дария, Толеген, Татьяна Ре – (Вика): Ольга, Сауле, Гульназ, Раушан, Гульнар. Ми – (Ляйля): Сакен, Айна, Наталья, Ирина. Ля – (тренер Н. Н.) Наталья, Акзат, Айжан, Наталья. - Хорошо. А что вы сейчас делали? Что вы проявляли? - Сейчас во время разминки вы проявили свои … таланты. - Как вы думаете какой модуль вы будете сегодня изучать? ОиТ Прием «Социометрия» -Сегодня мы будем говорить о понятиях талант и одаренность. - У вас на столах лежат разрезанные определения понятий «Талант» и «Одаренность», вам необходимо каждому выбрать по одному фрагменту определения,прочитать и подумать к какому слову подходит ваш фрагмент. На эту работу вам отводится 2 минуты. (одаренность) ….. - структурные составляющие динамической иерархии способностей. ……- качественно своебразное,личностное сочетание способностей. …….., как и способность, не врожденна и существует в развитии (Б. Теплов). …. развитие относительно широких и универсально задействованных психологических составляющих (памяти, интеллекта). …….. относится к некоторой специальной, т. е. относительно специфической, деятельности. .. общие и специальные способности, реально существуют в личностном, деятельностном единстве. …… способности людей отличаются не количественно, а качественно. Качественные различия …. Выражаются не только в том, что один человек …. в одной сфере, другой - в другой, но и в уровне сформированности …. Поиск в способностях качественных отличий – важная задача психологии. «Талант»- …… высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. - совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости. Для ….. талантливых характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу. Наличие ….. определяется результатами деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода…. Требует постоянного развития. Слушатели подходят к словам «Одарённость и талант», каждый по своему мнению. Тренер читает правильные определения. С. 184-185 (руководство для учителя.) -5 минут Инструкция: Если фрагмент определения совпал с читаемым, то делается шаг вперед, к ленте,и становитесь последовательно «по ходу» чтения определения. (оставляя пустое место для ошибившегося). Кто не угадал остается на месте. -Мы видим, что мнения ваши разошлись, из этого следует наша цель тренинга. Цель: Раскрыть сущность понятия талантливые и одарённые и найти различие в понятиях одаренные и талантливые ученики. -Теперь попрошу всех оставшихся (ошибившихся) встать на нужное место и прочесть правило ещё раз. Упражнение «Карусель успеха» - 30 -35 минут. Работа с текстом. Инструкция: 1. Индивидуальное чтение «Руководство для учителя» с. 158-159. Начиная с 5 –го абзаца, со слов «Фриман (1998) приводит….. » до раздела – «Что могли бы предложить учителя для данной категории учеников?» на стр. 159 - минут. 2. Обсуждение прочитанной информации- минут 3. Каждая группа составляет по данной информации -3 вопроса высокого порядка. - минут. Задание тренера. Двигаясь по часовой стрелке группы передвигаются на соседний стол. Читают вопросы группы и отвечают на них, если вопросы повторяются, то на карточке ставится знак + и группа на этот вопрос не отвечает, а отвечает на другой. Итог: Группа вернувшись на свой стол, берет «мешочек» и запускает «Карусель успеха» при помощи вопроса. 1 группа задает вопрос 2 группе, 2 группа -3 группе, 3 группа- 4 группе, и так 3 круга, пока все 3 вопроса не будут заданы. (если есть повторяющиеся, то можно задавать только оставшиеся вопросы) Занятие 2. -Мы продолжаем работать над понятиями талантливые и одаренные дети. Уважаемые коллеги вспомните ваш любимый класс, любимых детей. В классе талантливые и одарённые дети. Перед Вами лежат ромашки -4 штуки. На них напишите имена своих талантливых и одарённых детей. Составление «Ромашки» из лепестков с именами одаренных детей. -5 мин Составление постеров. 1 группа составляет постер «Одаренный ученик» 2 группа составляет постер «Одаренный учитель». 3 группа составляет постер «Талантливый ученик» 4 группа составляет постер «Талантливый учитель» - минут Вызывается 1,3 группа. «Одаренный и талантливый ученик» Защита. Дискуссия. Вызывается 2,4 группа. «Одаренный и талантливый учитель». Защита. Дискуссия. Во время дискуссии слушатели приходят к единому мнению и видят различия между одаренным и талантливым учеником. Задание «Ранжирование» Склонность (задатки) – способность – одаренность – талант – гениальность. Психологическая рефлексия: караоке «Волшебник -неудачник»