Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики

Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся сельской начальной школы в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.

Автор: Куминова Наталья Федоровна

Журнал «Просвещение». Выпуск №4 (6)

Фрагмент для ознакомления

Система школьного образования в данное время подчинена глобальной задаче - интеллектуальному развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе познания. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальной школе, в средних классах переходит в разряд неуспевающих. Поэтому задача формирования логического мышления младших школьников должна стать составной частью педагогического процесса. В наш «век скоростей» от человека требуется быстрота получения и обработки все возрастающего потока информации, поэтому остро встает вопрос о способах и средствах развития логического мышления. Таким образом, развитие логического мышления способствует повышению культуры мышления, что ведет к взаимопониманию, точному выражению мыслей, умению находить ошибки в рассуждениях. В первый класс сельской школы часто приходят дети, слабо подготовленные к обучению в начальной школе. Объясняется это тем, что в селе преобладают смешанные группы детского сада. Родители сельских школьников не всегда могут уделить достаточного внимания развитию своих детей. Поэтому учителю начальных классов необходимо большое внимание уделять развитию детей, в частности, развитию их логического мышления. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики будет успешно осуществляться, если: - использовать систему определенных задач (орфографических, математических); - младший школьник будет являться не только объектом, но и субъектом развития логического мышления; - в классе будут созданы благоприятные педагогические условия для развития логического мышления. Для того, чтобы педагогические условия были благоприятны необходимо: - обеспечить мотивацию учащихся к освоению логических операций; - использовать деятельностный и личностно ориентированный подход к развитию логического мышления школьников; - обеспечить вариативность содержания учебных занятий; - ввести в структуру урока этапы, позволяющие акцентировать внимание и сосредотачивать усилия на развитии логического мышления учащихся; - использовать на уроках специально подобранные учебные задания с учётом возрастных особенностей мышления детей; - активно использовать при выполнении логических заданий наглядно-действенных и игровых методов обучения. Но существует ряд противоречий: - между стремлением младшего школьника к творчеству, самовыражению и традиционной организацией учебного процесса; - между традиционными методами и приёмами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества; - между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития; - между объективной потребностью формирования умений и навыков логического мышления и невозможностью ввести дополнительные занятия по логике в учебный план в связи с загруженностью школьников. Проведенные в последние годы разносторонние исследования отечественных педагогов убедительно показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит мышлению школьника, сформированности приемов умственной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В целом, логическое мышление расширяет границы познания, даёт возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление даёт возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют. Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в окружающей среде и восприятии, а результаты мысленной работы проверяются и применяются на практике. Основными особенностями логического мышления младших школьников являются: 1) преобладание чувственного, деятельного анализа над абстрактным; 2) осуществление синтеза преимущественно в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами; 3) подмена операции сравнения рядоположением предметов, которые легче определяются в свойствах, чем в связях и отношениях между предметами; 4) несформированность базовых умений для проведения обобщения; 5) неумение выделять существенные признаки, чаще всего, заменяя их внешними яркими признаками предметов. В то же время — это не значит, что у них отсутствует логическое мышление. Исследования ряда учёных (П. Я. Гальперина, Л. Ф. Обуховой, Дж. Брунера и др.) показали, что возможности младших школьников значительно шире той логической деятельности, которая преимущественно совершается в начальной школе. Они могут осваивать более сложный теоретический и логический материал. Перечень основных вышеизложенных логических операций, на развитии которых в основном акцентировано внимание в начальной школе, должен быть дополнен такими логическими операциями, как определение понятий, формулирование суждений, проведение логического деления, построение умозаключений, аналогий, доказательств. В основу создания педагогических условий развития логического мышления младших школьников положены следующие основные положения: – обучение и развитие представляют собой единый взаимосвязанный процесс – важнейшим условием успешного обучения является целенаправленное и систематическое формирование у обучаемых навыков осуществления логических приемов – развитие логического мышления не может осуществляться изолированно от учебного процесса, оно должно быть органично соединено с развитием предметных умений, учитывать особенности возрастного развития школьников. Условиями для развития логического мышления на уроках являются: 1) обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций в обучении. Важно не только убеждать учащихся в необходимости умений осуществлять те или иные логические операции, но всячески стимулировать их попытки провести обобщение, анализ, синтез и т. д. Попытка младшего школьника, пусть и неудачная, осуществить логическую операцию должна оцениваться выше, чем конкретный результат приобретения знаний; 2) реализация личностно ориентированного подхода в развитии логического мышления. Активная, сознательная деятельность младших школьников является основой высокого уровня развития логического мышления. Структура учебного материала ориентирована на самостоятельное и обоснованное добывание знаний учащимися на основе использования и обобщения их опыта. Важна ориентация на процесс обучения, а не только на результат. Для успешной и результативной работы с учащимися начальных классов используются следующие формы образовательной деятельности:  урок-путешествие;  урок- викторина;  урок- соревнование;  урок- сказка Большое место отводится обучению операциям логического мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению. Поэтому используются на уроках. Задания, направленные на развитие анализа и синтеза. 1. Соединение элементов в единое целое 2. Поиск различных признаков предмета 3. Узнавание или составление объекта по заданным признакам. 4. Рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий. 5. Постановка различных заданий к данному математическому объекту. Задания, направленные на развитие умения сравнивать. 1. Сравнение двух схематических моделей данной задачи. 2. Установление сходства и различия между признаками предметов. Задания, направленные на формирование умения классифицировать. 1. Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию. Задания, направленные на развитие умения обобщать Задания данного вида направлены на умение выделять существенные свойства предметов, сравнивать эти свойства и объединять группу предметов. 1) Логические задачи. 2) «Магические квадраты». Задачи на развитие логики 1) Задачи, в которых для рассуждения используются слова: только, и, или, верно (истина), неверно (ложь), высказывание и другие. 2) Множество и элемент множества. Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся сельской начальной школы в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Задача учителя - полнее реализовать эти возможности при обучении детей математике. Данные приёмы развития логического мышления младших школьников на уроках математики в сельской школе оказывают положительное влияние на развитие операций логического мышления, а, следовательно, и на развитие логического мышления в целом при систематическом их использовании в течение даже нескольких месяцев целенаправленной работы. Список литературы 1. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёхлетней начальной школы / Под ред. Л. Е. Журовой. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Вентана-Графф, 2002. – 384 с.: ил. 2. Беседы с учителем: Второй класс четырёхлетней начальной школы /Под ред. Л. Е. Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2002. – 320 с. 3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Логика: Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. – М.: ЭКСМО, 2002. - 63 с. 4. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. - 120 с. 5. Данилов И. В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2001. – 64 с.» ил. 6. Дубровина И. В., Данилова А. М., Прихожан Н. П. Психология. 2-е издание, стереотипное. – М.: Академ А, 2001. - 256 с. 7. Епишина О. Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. -115с. 8. Журова Л. Е., Евдокимова А. О., Кочурова Е. Э., Рудницкая В. Н. Грамота: Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Е. Журовой. –3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 208 с.: ил. – (Начальная школа XXI века). 9. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение: Владос, 1994. 10. Копытов Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1998. -240 с. – («Занимательные уроки»). 11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие – 3-е издание. – М.: УРАО, 1997. – 176 с. 12. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику: Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: Ось – 89, 2001. – 96 с. 13. Мельник Н. В. Развитие логического мышления при изучении математики //Начальная школа. - 1997. - №3. - с. 63-66. 14. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - кн. 2: Психология образования. 15. Рудницкая В. Н. Математика: 1 класс (второе полугодие): Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 112 с. – (Начальная школа XXI века). 16. Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В. Математика: 2 класс: Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 192 с. – (Начальная школа XXI века). 17. Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В. Математика: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., с уточн. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 144 с.: ил. – (Начальная школа XXI). 18. Тимашова Л. С. Развитие логического мышления школьников на уроках математики // Начальная школа. - 2000. -№10. - с. 69. 19. Тихомирова Л. Ф. Математика в начальной школе: Развивающие игры, задания, упражнения. – М.: Творческий центр, 2003. – 93 с. 20. Талызина Н. Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с. 21. Труднев В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1975. - 98с. 22. Шадрина И. В. Учим правильно рассуждать // Начальная школа. - 2002, -№7. - с. 64.