Эффективность внедрения интегрированных уроков биологии и химии с целью создания целостного знания об окружающем мире

Модернизация образования предполагает не только обновление его содержания, но и активное использование инновационных технологий. Развитие познавательных творческих способностей обучающихся традиционный объект педагогического исследования. В этом спектре инноваций выделяется интегрированное обучение. В результате реализации образовательных возможностей интегрированных уроков достигается целостное восприятие действительности, что способствует формированию научной картины мира.

Автор: Муратова Нурия Таупековна

Журнал «Просвещение». Выпуск №4 (6)

Фрагмент для ознакомления

В условиях модернизации образования меняются задачи современной школы. Важнейшими приоритетами для обучающихся становятся индивидуальное развитие, осознание своей позиции в обществе, самостоятельность, готовность к самоопределению, то есть те качества, без которых невозможна модернизация страны и вступление в сообщество развитых государств. Для решения этой задачи необходимо создать систему обучения, которая бы соответствовала формированию у школьников системных знаний, не причиняя вреда их здоровью. Психолого-педагогическая мысль и образование находятся в постоянном поиске методов, форм, приемов, способствующих созданию такой системы. Одно из направлений в этом поиске - осуществление межпредметных связей в обучении. Актуальность межпредметных связей на данном этапе развития общества очевидна, это требование времени. Она обусловлена современным уровнем научно-технического прогресса, усилением интегративных тенденций в науке, технике, производстве. И эта проблема школьного образования по-прежнему остается нерешенной. Многопредметность учебного плана, слабая связанность научных дискурсов (рассуждений), представленных в содержании учебных предметов, разрыв между знанием и личностью обучаемого и другие причины ведут к фрагментарности обучения. Знание по своей природе - целостно. Таким оно и должно предстать перед учеником. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Познавательная деятельность учащихся возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса. При осуществлении интегративного подхода в обучении очень важно учитывать здоровье ребенка, т. к. такие уроки требуют большей концентрации внимания, сосредоточенности, использование приемов анализа и синтеза и т. д. Межпредметная интеграция не отрицает предметной системы. Она является важным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязи и взаимозависимости между предметами. Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеют определенное преимущество для учащихся: • строятся с учетом индивидуальных особенностей ребенка, с учетом его возрастных и психологических особенностей; • повышают мотивацию, формируют интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности учащихся; • способствуют формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; • позволяют систематизировать знания; • способствуют развитию, в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, творческого мышления учащихся. При использовании интеграции в обучении восстанавливается целостность образовательного пространства за счет объединения обучения, развития, воспитания учащихся. Интегрирование - это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области, в нашем случае, биологии и химии. Вместе с этим, интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков. При отборе содержания интегрированного урока по биологии следует формировать у учащихся понятие о природе как целой системе, в которой все ее элементы взаимодействуют и постоянно поддерживают самовосстановительный процесс, благодаря чему сохраняется необходимость биофизических и биохимических условий жизни на Земле. Чтобы сформировать понятие о целостности природы, необходимо биологическое содержание на уроке раскрывать в диалектическом единстве «природа-человек-общество». Отсюда вытекает значимость установления не только внутрипредметных связей, но и интеграции материала из других предметов (химии, географии, физики). Они пронизаны межпредметными связями и предлагают учащимся знания многих областей науки, искусства, а также - реальной повседневной жизни. Структура интегрированных уроков отличается от обычных следующими особенностями: • предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; • логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; • большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке. Целью интегрированных уроков является формирование у школьников целостного представления об окружающем мире, активизация мыслительной деятельности, побуждение к поиску новых способов познания учебного материала, формирование исследовательского типа мышления. Необходимость проведения интегрированных уроков возникла в связи с тем, что в большинстве знания учеников дифференцированы, учащиеся с трудом связывают понятия, факты из других предметов с биологией и химией. Кроме того, основные требования к качественному уроку предполагают включить этап установления межпредметных связей, осознаваемых учащимися, в содержание урока для осуществления связи с ранее изученными знаниями и умениями. Интегрированная форма обучения подразумевает проведение уроков различных типов и форм. В методической литературе интегрированные уроки классифицируются по-разному. Педагоги в основном отдают предпочтение трём типам интегрированных уроков: • урок – изучение нового материала; • урок – обобщение и закрепление изученного; • урок – контроля знаний. Т. П. Лакоценина выделяет следующие формы интегрированных уроков. 1. Интегрированный урок: • на базе одной дисциплины, другая же дисциплина выступает в роли вспомогательной; • уроки, в которых вклад дисциплин из одной образовательной области одинаков. 2. Бинарный урок: • урок, в котором участвуют несколько, обычно двое учителей, ведущих разные предметы, что позволяет показать их взаимосвязь. 3. Урок с использованием межпредметных связей (фрагментарные, узловые, синтезированные): • проведение урока двумя или более учителями разных дисциплин; • одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам. В урок эпизодически включается материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока. 4. Отдельные уроки на основе интеграции: Из содержания предметов берутся только те сведения, которые определены общей целью. Этапы урока располагаются в традиционной последовательности, но отличаются связью с содержанием изучаемых знаний. Цель урока достигается с помощью определённых методов реализации интеграции. Устанавливая межпредметные связи, необходимо хорошо знать преимущества каждого метода обучения и в зависимости от учебной темы проводить отбор наиболее результативных методов. Своевременное установление межпредметных связей включает учащихся в процесс обдумывания нового материала. Оно должно удачно вписываться в тему урока и выполнять важную мобилизующую функцию. Напоминание полученных ранее знаний показывает путь от известного к неизвестному; у школьников образуется «отправная точка», от которой начинается путь к познанию нового биологического материала. Четкий показ значения изучаемой темы для знания, данного и смежных предметов, всегда заинтересовывает учащихся, способствует большому сосредоточению их внимания и развитию памяти. При выборе метода обучения необходимо учитывать специфику содержания учебного материала и уровень подготовленности класса. Т. П. Лакоценина выделяет следующие методы интегрированного обучения: 1) активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин) ; 2) рассмотрение комплексных проблем, которые требуют привлечения знаний из разных предметов; 3) исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения). Процесс интеграции - это есть длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения. Таким образом, необходимо задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования. 1. Федорова В. Н. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин – М.; 1980. 2. Брыкина, Н. Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу биология / Н. Т. Брыкина. - М., 2004. - 235с 3. Лакоценина Т. П. Современный урок. Интегрированные уроки. – Ростов-на-Дону.: Учитель, 2008. 4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К. Селевко. М.: Просвещение. - 2006 г. 5. Блажко И. В., Евсюков А. Н. Интегрированный урок физики и биологии «Бионика – чему можно научиться у природы», [электронный ресурс], URL: http: //infourok. ru/konspekt_integrirovannogo_uroka_bionika-446235. html