Формирование устойчивой культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста

Красноречие, умение правильно, выразительно и точно говорить всегда было необходимой частью культуры личности. Умение соотнести слово с действительностью академик И.П. Павлов считал важным свойством мыслительной деятельности человека. В настоящее время под культурой речи понимают конкретную реализацию речевых свойств и возможностей русского языка в процессе устного и письменного общения. Проблема повышения культуры речи заключает в себе две ступени: освоение литературного языка и правильности речи путём восприятия нормированной речи литературных произведений и на этой основе формирование навыка речевого мастерства и речевого общения. Обращение к литературным произведениям в процессе работы над повышением культуры речи необходимо говорящим и пишущим, так как вершиной речевой культуры, эталоном, осознаваемым в качестве нормативного речевого образца, признан литературный язык художественных произведений, в котором веками исторически устанавливались, закреплялись и накапливались, как в сокровищнице, культурные традиции народа, достижения мастеров слова, под влиянием которых формировалась правильная речь .

Автор: Кузнецова Анна Николаевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №4 (6)

Фрагмент для ознакомления

Уважаемые коллеги! Содержание нашего образования ориентировано на создание условий для реализации всех творческих возможностей личности, на обретение каждым членом общества многообразной эстетической, в том числе речевой культуры. Высокая культура речи - важная составная часть общей культуры человека. В своем Послании народу Казахстана Стратегия «Казахстан -2050» Президент республики Казахстан – Лидер нации Н. А. Назарбаев сказал: «Казахстан начала XXI века независим и уверен в себе" Главная задача педагогов- обучение и воспитание конкурентоспособных молодых граждан. Способность «творить себя» в соответствии с социально — нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня. А,это, как мы понимаем, невозможно без формирования правильной речи В настоящее время в нашей стране имеет место процесс демократизации общественной жизни. Это создает определенные условия для либерализации речи, вызывает пополнение литературного языка за счет нелитературной лексики общенародного языка и внешних заимствований. Идет активный процесс развития массовой языковой коммуникации. В разговорную, публицистическую речь, в художественную литературу вторгаются жаргонизмы, вульгаризмы. Литературно-языковая норма становится менее определенной и обязательной. В языке изменилась мера допустимости, норма стала более свободной. Сейчас наше общество встало на путь расширения границ литературного языка, изменения его состава, и жаргонная лексика получила широкое распространение в повседневной разговорной речи. Особенно распространен жаргон среди молодежи, которая определяет его как озорной, вульгарный, насмешливый, циничный, «свой» язык. Молодые люди склонны воспринимать и употреблять его как язык хлесткий, удалой, лихой и остроумный. Жаргонная лексика привлекает молодежь оригинальностью, развязностью, раскованностью, грубоватым остроумием, противопоставленностью принятой языковой норме и общеустановленной сдержанной манере общения. Школьники мало читают художественной литературы. В современных условиях они больше интересуются математикой информатикой, иностранными языками, но интерес к русской литературе у них незначителен. Часто употребляются молодежью такие жаргонизмы: «зеленые», «зелененькие», «баксы», «грины», «зеленый лимон» (о долларах), «общак», «общаковые», «грохнуть», «косить» под себя», «их кинули», «обули», «посадить на перо», «пахать на него», «тусовки», «разборки». Даже в газетных и журнальных статьях можно встретить такие жаргонизмы, как «наехать», «накатить», «кинуть», «достать», «напрячь». Частое употребление жаргонизмов в устной речи и в письменных текстах как бы нейтрализует их грубый характер, извращенный смысл. Отрываясь от своей среды, жаргонизмы теряют стилистическую экспрессивность и со временем могут закрепляться в литературном языке. Другой наиболее примечательной чертой и тенденцией современного русского языкового развития является широкое освоение и распространение заимствований из американского варианта английского языка. В настоящее время жаргон американского бизнеса и электроники старательно усваивается. Это связано со стремлением освоить научно-технические достижения США, приобщиться к их образу жизни. Заимствованиями из американского варианта английского языка в настоящее время часто заменяются обрусевшие слова французского происхождения. Например: рейтинг (популярность), шоу (эстрадный спектакль), брифинг (пресс-конференция), картридж (патрон), дисплей (экран), сленг (жаргон), паблисити (реклама). Широко известные, немецкие по происхождению, слова заменяются английскими аналогами. Например: сандвич (бутерброд), бестселлер (шлягер). Создается большое количество синонимов, дублирующих наименования. Параллелизм в названиях с затрудненной семантической дифференциацией снижает ясность понимания и скорость усвоения текста. Культура литературной речи, связанная эстетикой общения, заслонена всеохватывающей, общедоступной привлекательностью жаргона. Излишнее количество заимствований создает условия, при которых интержаргон может оказать отрицательное воздействие на литературный язык. Актуальность проблемы формирования высокой культуры речи учащихся основывается на принципах гуманитаризации всей нашей системы образования. Владение навыками высокой культуры речи рассматривается в современных условиях как имидж успеха личности. Недостаточная речевая культура значительно снижает рейтинг молодого человека. Лингвоэстетический анализ художественного текста способствует овладению нормами русского литературного языка, точностью выражения в соответствии с коммуникативной сообразностью, приобретению умений и навыков конструирования богатой речи. Красноречие, умение правильно, выразительно и точно говорить всегда было необходимой частью культуры личности. Умение соотнести слово с действительностью академик И. П. Павлов считал важным свойством мыслительной деятельности человека. В настоящее время под культурой речи понимают конкретную реализацию речевых свойств и возможностей русского языка в процессе устного и письменного общения. Проблема повышения культуры речи заключает в себе две ступени: освоение литературного языка и правильности речи путём восприятия нормированной речи литературных произведений и на этой основе формирование навыка речевого мастерства и речевого общения. Обращение к литературным произведениям в процессе работы над повышением культуры речи необходимо говорящим и пишущим, так как вершиной речевой культуры, эталоном, осознаваемым в качестве нормативного речевого образца, признан литературный язык художественных произведений, в котором веками исторически устанавливались, закреплялись и накапливались, как в сокровищнице, культурные традиции народа, достижения мастеров слова, под влиянием которых формировалась правильная речь. Привлечение художественных текстов как образцов необходимо, так как в процессе работы над культурой речи мешает влияние диалектизмов, просторечных слов, жаргонизмов, канцеляризмов, словесных штампов, излишних заимствований, дублирующих русские общеупотребительные слова. В школьной практике уделяется существенное внимание обучению правильной речи, наиболее последовательно в области грамматики и орфографии. Но важно обучать и речевому мастерству, умению выбирать наиболее стилистически точный, оправданный, выразительный, доходчивый языковой вариант. Но в последние годы возникла новая тенденция: в связи с усилением значения образования, в обществе приобщение к культурным ценностям стало одним из путей достижения интеллектуального развития личности, укрепление ее авторитета, успеха в достижении общественного положения. Изучение состояния вопроса развития культуры речи в условиях школьной практики позволяет констатировать наличие противоречий между важностью задачи и недостаточной теоретико-методической разработкой проблемы, отсутствием должного внимания к ней; несоответствием между целями, которые стоят перед преподавателями русского языка и литературы и отношением к этим предметам в школьной практике. Наличие этих противоречий позволило сформулировать основную проблему исследования й как определение условий развития культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественных текстов на основе взаимодействия изучения русского языка и литературы как искусства слова. Теоретической основой решения научной проблемы стали исследования ученых в области функционирования языка и речи (Н. Д. Бурвикова, И. Р. Гальперин, Г. А. Золотова, С. Г. Ильенко, Н. А. Купина, П. А. Лекант, О. А. Нечаева, В. В. Степанова, И. А. Фигуровский, Н. М. Шанский, Д. Н. Шмелев). Большую помощь оказали нам труды, в которых коммуникативные) качества текста осветили ученые С. Н. Баранов, Н. Д. Бурвикова, Б. Н. Головин, Н. А. Пленкин, Л. И. Скворцов, Н. Е. Сулименко, Ю. В. Фоменко, Е. А. Цейтлин, А. В. Шишканова. Методологическая основа исследования - разработанные современными философами, психологами, культурологами, филологами, методистами положения о становлении и развитии личности школьника в процессе ее активной эстетической и речевой деятельности по освоению общечеловеческих, духовных, культурных, национальных ценностей. В исследовании мы опирались на концепции личностно ориентированного обучения культуре речи и речевой деятельности, подхода к искусству с позиций освоения духовной и художественной ценности текстов. К различным аспектам проблемы формирования и развития культуры речи учащихся обращались в разные годы многие педагоги, лингвисты: Анцигина Л. К., Ассурова Л. В.,Бахтин М. М., Витт Н. В., Головин Б. Н., Жинкин Н. И., Табанова. А. Г., Щербанов. Н. М. Однако проблема развития культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста в научной, педагогической и методической литературе не получила достаточного освещения. На основе анализа теоретических положений научных работ философов, эстетиков, психологов, педагогов, культурологов, филологов, методистов языка и литературы мы определили основные направления нашего исследования. Культура речи - составная часть личностной характеристики человека. Владение высокой культурой речи является важным условием профессионального успеха личности. Неправильная, примитивная речь может пагубно сказаться и на оценке профессиональной деятельности молодого человека. Культура речи - сложное и многоаспектное явление, поэтому в процессе исследования мы рассматривали несколько областей научного знания: вопросы культуры речи с точки зрения педагогики, психологии речи, психологии образования, эстетики, языкознания, литературоведения, культурологии. Основу формирования высокой культуры речи составляет существующее в сознании человека представление о речевом идеале, образце, в соответствии с которым и развивается нормативная богатая речь. Подлинными речевыми образцами для школьников являются литературные художественные тексты, которые следует рассматривать как произведения искусства, где образцом будет прежде всего повествование самого автора. Программа по русской литературе открывает богатый языковой материал, который после проведения учителем лингвоэстетического анализа художественного текста становится образцом для правильной, чистой и выразительной речи учащихся. Создание модели формирования культуры речи школьников в процессе лингвоэстетического анализа художественного текста проводилось на основе гармонического развития эстетического сознания учащихся. При этом искусство выступало как ядро культуры, многоплановой системы эстетических, нравственных, социальных отношений, связывающее все стороны жизнедеятельности человека в обществе. Художественная литература - искусство слова. Слову доступно все, что доступно мысли, а мысли доступны все сферы и области действительности. В последние десятилетия интенсивно изучаются стили языка и стили речи, в особенности в произведениях художественной литературы. В этой области наиболее известными являются труды В. В. Виноградова, А. Н. Гвоздева, A. И. Ефимова, М. Н. Кожиной, В. Г. Костомарова, Б. А. Ларина, В. И. Перебийнос, О. Б. Сиротиной, Ю. С. Сорокиной. В своих трудах указанные авторы признают функциональную природу языковых и речевых стилей, и связь с различными социальными функциями самого языка, с ситуациями общения и уровнем культуры речи носителей языка. В настоящее время возможно добиться высокого положения в обществе, только владея в достаточной степени культурой речи. Речевая и эстетическая культура тесно взаимосвязаны. Эстетическая культура как высокоразвитая способность индивида регулирует все формы социальной активности личности в конкретных обстоятельствах жизни, эмоциональная культура помогает людям собирать и оценивать информацию, проявляясь в содержании и форме поступков и действий. Эстетическая культура как система развитых интеллектуальных, нравственных, эстетических, социальных взглядов не просто качественно определяет содержание жизни личности, но и во многом гуманизирует ее отношение к миру. Проблему роли культуры речи в становлении личности освещали в своих трудах ученые Верещагин Е. М., Винокур Г. О., Головин Б. П., Гольдин. Луначарский A. B. в статье «Искусство слова в школе» утверждал, что школьникам необходимо совершенное владение языком как точным орудием передачи мысли. Винокур Г. О. в своих трудах высказывал суждение, что правильная, чистая речь является признаком правильного общественного поведения. Он выступал за преподавание языка и литературы во взаимосвязи. Лихачев Д. С. писал в своих работах, что в умении говорить проявляется умственное развитие, моральный облик, характер человека. Соколова В. В. в книге «Культура речи и культура общения» [№335] указывает, что речевая культура влияет на формирование языкового сознания личности и участвует в процессе её становления и общего развития. Объект исследования - психолого-педагогический процесс формирования культуры речи учащихся 8-х -11-х классов как важнейшего личностного качества школьников. Предмет исследования - речь учащихся 8-х- 11-х классов и её совершествовани# посредством включения лингвоэстетического анализа в работу над художественными текстами. Цель исследования - научно обосновать и разработать систему формирования культуры речи учащихся 8-х-11-х классов в процессе лингвоэстетического анализа художественных текстов для развития эстетической и речевой культуры школьников. Многолетне исследования качества устной и письменной речи учащихся средних школ, уровня культуры речи, умения школьников определять коммуникативные свойства художественных текстов, степени владения приемами создания устных монологических высказываний и вторичных текстов изложений и сочинений позволили сформулировать гипотезу исследования: если в VIII - XI классах средних общеобразовательных школ и гимназий обеспечивается систематическая целенаправленная работа по обучению лингвоэстетическому анализу текста, а именно: - художественный текст признается феноменом, создающим побудительно-мотивационную основу обучения всем видам речевой деятельности учащихся; - проводится наблюдение над лексикой, содержанием и его грамматико-стилистическим выражением; - включается в процесс изучения произведений русской литературы лингвоэстетический анализ текста, который развивает способность прогнозировать вторичный текст, высказывания, соответствующие коммуникативным целям речевой ситуации; выявляются композиционно-речевые структуры, лексические, синтаксические средства межфразовых связей; - оцениваются коммуникативные качества текста с позиции реализации норм литературного языка и законов коммуникативной целесообразности; определяются индивидуальные лингвоэстетические средства художественной выразительности, используемые автором; - развивается потребность в оценке собственной устной и письменной речи с целью совершенствования ее коммуникативных качеств, - то процесс формирования культуры речи станет управляемым, влияющим на культуру общения учащихся, а речевая деятельность школьников утвердится самовыражением личности, ведущим к ее совершенствованию, к развитию языкового сознания. Соответственно объекту, предмету, гипотезе и цели исследования были определены следующие задачи исследования: 1. Выявить особенности искусства слова как источника формирования культуры речи школьников, развития их речевого сознания. 2. Раскрыть сущность лингвоэстетического анализа художественных текстов. 3. Определить основные принципы, открывающие возможность привлечения лингвоэстетического анализа художественных текстов в педагогическом процессе. 4. Создать педагогическую модель формирования культуры речи школьников VIII — XI классов, исходя из эстетических возможностей искусства слова и в процессе лингвоэстетических анализов как важной составной части работы над художественными текстами. 5. На основе разработанных моделей провести опытное исследование воздействия лингвоэстетического анализа художественных текстов на совершенствование культуры речи учащихся VIII-XI классов средней школы. 6. Выявить уровень речевой культуры учащихся VIII - XI классов и проследить его динамику в результате проведенной опытной работы. 7. На основе теоретического изучения проблемы и результатов опытной работы разработать методические рекомендации для преподавателей русского языка и литературы по совершенствованию культуры речи школьников путем включения лингвоэстетического анализа в работу над художественными текстами. В процессе исследования применялись следующие методы: 1. Теоретический анализ философской, эстетической, психологической, педагогической, культурологической, лингвистической, литературоведческой и методической научной литературы по проблеме исследования. 2. Изучение и обобщение педагогического опыта учителей русского языка и литературы многих школ г. Москвы и Московской области. 3. Проведение опытно - экспериментальной работы по формированию высокой культуры речи учащихся 8"х - 1 Гх классов в школах города Москвы. 4. Анализ результатов речевой деятельности и творческих работ школьников. 5. Использование социологических методов - опросов, бесед, анкетирования. 6. Статистическая обработка полученных результатов опытно-экспериментального исследования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: - впервые сформулирована, научно обоснована и методически разработана проблема формирования культуры речи школьников 8"х-11"х классов на уроках русской литературы с привлечением лингвоэстетического анализа художественных текстов, а не на уроках русского языка. До сего времени развитие культуры речи школьников предусматривалось Программами исключительно на уроках русского языка. В нашем исследовании работа по формированию культуры речи школьников осуществлялась при изучении русской литературы на основе теоретических знаний, полученных учащимися на уроках русского языка в процессе включения лингвоэстетического анализа в работу над литературными произведениями. Это открывало новые, дополнительные возможности для совершенствования культуры речи школьников; - определена система работы по совершенствованию культуры речи учащихся, отраженная в модели лингвоэстетического анализа художественных текстов; - показаны принципы, приемы проведения лингвоэстетического анализа текста и методы работы по развитию культуры речи; - предложены пути конструирования вторичных текстов с соблюдением норм литературного языка, логичности и коммуникативной целесообразности построения высказываний, - разработаны методические приемы и методы формирования культуры речи школьников, умения оценивать качества речи, совершенствовать ее, редактировать изложения и сочинения стилистически, это ведет к активизации речевой деятельности учащихся; - открыты возможности для речевого творчества школьников, их максимального словесного и психологического влияния на собеседников в процессе общения и самоутверждения в жизни; - активизация работы по совершенствованию культуры речи школьников в процессе привлечения лингвоэстетического анализа к работе над литературными произведениями позволяет управлять развитием массовой языковой культуры через школьное обязательное обучение. Практическая значимость исследования заключается в разработке системы совершенствования культуры речи школьников на уроках литературы. - в определении научно- педагогических принципов и. психолого-педагогических основ проведения работы по формированию культуры речи на занятиях русской литературой; - в разработке аспектов изучения русского языка и художественной литературы в их взаимодействии; - в показе путей совершенствования устной и письменной речи учащихся; Культура речи ведет свое начало от ораторского искусства, риторики, красноречия, оставаясь и в настоящее время искусством правильно, красиво, точно, ясно, выразительно, убедительно говорить, писать, воздействовать на слушателей. И. П. Павлов в своих трудах о роли второй сигнальной системы в жизни человека подчеркивал, что слово является величайшим раздражителем, способным воздействовать на психику и поведение личности. Самосознание школьников во многом зависит от искусства владения речью. После лингвоэстетического анализа художественного текста проводится пересказ содержания, школьники отвечают на вопросы преподавателя, выполняют речевые упражнения для совершенствования культуры речи в монологических и диалогических высказываниях, пишут изложения, сочинения и эссэ. С помощью лингвоэстетического анализа осуществляется комплексный синтетический разбор художественного текста, включающий литературоведческий, лингвистический и эстетический аспекты изучаемого произведения. Сущность лингвоэстетического анализа состоит в выявлении системы языковых средств, передающих тематическое и эстетическое содержание текста, в разъяснении зависимости отбора языковых средств от предполагаемого писателем результата речевого воздействия. 1) содержательно-лексический; 2) композиционно-речевой; 3) эстетико-стилистический. Совершенствование культуры устной речи строится на основе модели подробного, близкого к тексту пересказа, краткого или сжатого, выборочного и пересказа с лексико-стилистическим заданием. Как частный вид выборочного пересказа успешно применяется устное рисование. Созданная модель совершенствования культуры письменной речи учащихся 8-11кл. классов открывает возможности для их словесного творчества. В процессе работы над совершенствованием культуры устной речи школьников нами было разработано несколько речевых моделей: модель краткого пересказа, модель выборочного пересказа и модель пересказа с лексико-стилистическими заданиями. Выбирая из множества слов наиболее точные, подбирая синонимы, стилистически меткие словосочетания, школьники, работая над совершенствованием своей речи, составляли красочные устные рассказы. Показателем сформированной высокой культуры речи стали полные, богатые по языку и точные по логико-стилистическому выражению сочинения учащихся 8х - 11х классов. Опытная работа подтвердила правильность и результативность применения нами во время совершенствования культуры устной и письменной речи трёх видов стимуляции интереса к занятиям культурой речи на уроках литературы. Во внеклассной работе стойкий интерес к высокой культуре речи и умение ею пользоваться проявилось в написании учащимися собственных стихотворений, юмористических рассказов, статей в газету, репортажей, отзывов о прочитанных книгах. Результаты проведённой опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о правильности выдвинутой нами гипотезы и практической действенности избранной нами методики формирования культуры речи школьников 10х - 11х классов в процессе лингвоэстетического анализа художественных текстов. Успешно развивать общение можно было только на основе богатого лексического запаса, свободного владения литературной речью. Через общение осуществлялась познавательная деятельность учащихся, раскрывалось многообразие человеческих отношений, осуществлялась психологическая, социальная, культурная связь школьников с окружающим миром, передавался опыт от старшего поколения к младшему, у личности создавалось психологическое состояние комфорта. Воспитывая у школьников языковое сознание, мы наделяли их представлениями о языке как хранилище культуры этноса, словаре как вместилище знаний о мире, о морально-этических, социальных, эстетических, художественных идеалах нашего народа. Закончу доклад словами нашего президента. Н. Назарбаева. (14 февраля 2011, "Наша Газета"). Он отметил, что “для нас очень важен русский язык, как язык, через который мы выходили и выходим на мировую культуру, на науку и знание. Он необходим. И мы должны не снижать того знания, которое у нас есть”.