Реализация стратегии активного обучения в рамках современного урока в начальной школе

В статье рассматривается вопрос о применении активных методов обучения в начальной школе. Отмечена их эффективность в образовательном процессе при системном и целенаправленном применении. В статье приведены практические приёмы активного обучения и результативность их использования в рамках современного урока.

Автор: Клочкова Светлана Георгиевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №4 (6)

«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». Я. А. Каменский В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а затем – «Чем учить?», поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие их умений, качеств, компетенций через деятельность. Уже не первый год наша школа работает над темой «Использование современных образовательных технологий для достижения максимальной интенсификации учебно-воспитательного процесса в школе». ШМО учителей начальных классов в соответствии с выбранной темой школы продолжило работу над методической темой «Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования». Мы стараемся искать новые методы и формы организации обучения, помогающие проводить «современный урок», который противопоставляется обычному традиционному уроку. Для ученика необходимо создать на уроке условия максимально раскрывающие его творческие способности, определяющие степень продвижения, рост уровня их развития и мышления учащихся. А побуждать учащихся к действию помогают современные технологии и активные методы обучения, которые могут применяться практически на всех этапах урока: на стадии вызова, осмыслении, рефлексии. Они подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов, обеспечивают активизацию мыслительной и практической деятельности в процессе усвоения учебного материала. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока. Активные методы обучения стимулируют строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения проблемы, на использовании знаний и опыта учащихся, на практической направленности и творческом характере обучения, разнообразных коммуникациях и рефлексии. Для каждого этапа урока используются такие методы обучения, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи данного этапа. В своем выступлении я хочу поделиться с вами некоторыми практическими наработками в применении активных методов обучения. Нетрадиционное начало урока: у каждого учителя в своей копилке есть много методов, таких как, психологический настрой, эпиграф, костюмированное появление, ребус, загадка и т. д. Мне также помогают начать урок такие методы, как «Улыбка», «Приветствие локтями, глазами», «Приветствие: Здравствуйте», «Дерево ожиданий», авторские позитивные видеоролики. Метод «Разминка» Какое сегодня число? Какой день недели? Месяц года? Время года? Если сегодня понедельник, то какой день будет послезавтра? Какой день был позавчера? Две недели – это сколько дней? Назови наибольшее двузначное число? Назови наименьшее трёхзначное число? Метод «Винегрет» - вопросы из разных областей знаний, например: - Семь раз можно примерить, а сколько раз отрезать? (один) - Три угла, три стороны и вершины тоже три. Что это? (треугольник) - Творог, кефир,сыр, колбаса, масло, йогурт. Что лишнее? (колбаса) - 6 увеличить на 6 и полученный результат увеличь в 2 раза? (24) - Сколько гласных букв в русском алфавите? (10) Приём «Дружеская мойка», «Комплименты», авторские видеоролики: «Позитив», «Музыкальные игры» позволяют весело и непринужденно начать урок, установить контакт, создать коллаборативную среду, размяться перед более серьёзными упражнениями Метод «Мозговой штурм» (мозговая атака, брейнсторминг). При мозговой атаке происходит разделение во времени трех этапов решения проблемы: сеанс спонтанной генерации идей; сеанс конструктивной критики и проработки предложенных идей с целью отбора наилучших. Примером такого метода может служить методика «Ковер идей»: 1. Понимание проблемы. Ученикам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа учеников получает листы бумаги и стикеры на которых пишут свой ответ на поставленный вопрос. 2. Поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на стикерах. 3. Оценивание идей. Индивидуализация деятельности. Что я смогу сделать для решения проблемы и что ещё постараюсь выполнить. Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Авторский приём «Мой вопрос» На этапе закрепления, после прочтения произведения или познавательного текста, ребята составляют свои вопросы по содержанию прочитанного, остальные учащиеся класса дают ответы на эти вопросы. Такая работа активизирует познавательную деятельность учащихся, помогает лучше усвоить изучаемый материал, развивает речь и мышление учащихся, поэтому такой приём мы назвали «Мой вопрос». Метод «Творческая мастерская» Этот метод очень хорошо работает на обобщающих уроках литературного чтения, познания мира, самопознания. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, подбирают пословицы, стихи. Класс делится на группы, каждая группа работает над своим проектом в течение 20-25 минут. По истечении данного времени каждая группа презентует свой проект. Такая работа позволяет вовлечь всех учащихся в творческую деятельность. К достоинствам активных методов можно отнести то, что они повышают мотивацию к обучению; учат самостоятельно добывать знания; развивают интерес к предмету. Недостатки заключаются в том, что дети начальной школы недостаточно совладают своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся рабочий шум при обсуждении проблем; зачастую бывает так, что мнение одного ученика доминирует в группе; некоторые учащиеся в работе команды с использованием активных методов бывают пассивны. Эффективность учебного занятия во многом определяется уровнем соответствия методов и средств обучения поставленным целям и задачам, поэтому на любом этапе учебного процесса возможно использование нескольких видов активных методов обучения. При этом методы могут не просто сочетаться, но и быть неразрывно связанными друг с другом. Приёмы «Составление загадок», «Если бы», «Шаг за шагом», «Жокей и лошади», используемые на стадиях осмысления и рефлексии повышают познавательный интерес к предметам, раскрывают способности учащихся, помогают достичь лучших результатов в обучении и воспитании. Многие виды активных методов обучения в современных условиях успешно применяются на основе информационно-коммуникационных технологий. Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой преподаватель. Использование активных методов обучения помогает осуществлять учебно - воспитательный процесс т. к. совместная исследовательская деятельность, работа в команде, толерантность, принятие ответственности за себя и свою команду формируют качества личности, определяют ценностные ориентиры учащихся соответствующие требованиям современного общества. Одной из главных задач воспитательной работы организации среднего образования является реализация Общенациональной идеи и Патриотического Акта «Мәңгілік Ел», новой идеологической концепции, составляющей единый фундамент будущего страны. Идеи патриотического акта «Мәңгілік Ел» активно внедряются через активные методы и приёмы: «Синквейн», «Мозговой штурм», «Кластер», «Корзина идей» и т. д. На современном этапе образования в связи с постоянным возрастанием объёма информации и становлением информационного общества, для обеспечения конкурентоспособной личности необходимо постоянно осваивать новые знания и умения, поэтому активные методы обучения являются важной составляющей учебно- воспитательного процесса в рамках современного урока. Проведение открытых уроков, участие в работе ШМО и семинарах, творческих конкурсах и олимпиадах позволяют мне строить свою педагогическую деятельность в соответствии с требованиями времени к запросам учеников.