Разработка урока математики в 5 классе на тему: "Простые и составные числа"

Урок разработан по обновленному содержанию образования.На уроках применяются различные методы и приемы.Учитываются возрастные особенности урока.

Автор: Сариева Жанна Мизамгалиевна

Журнал «Просвещение». Выпуск №4 (6)

Фрагмент для ознакомления

Цели обучения, достигаемые на этом уроке 5. 1. 1. 6. Знать определение простого и составного числа Цель урока 1) Для всех: учащиеся знают определения простого и составного числа; 2) Для многих: умеют пользоваться таблицей простых чисел на форзаце учебника; 3) Для некоторых: различают простые, составные и совершенные числа Критерии оценивания Знают и определяют простые и составные числа Языковые задачи Формулируют определение простых и составных чисел. Термины: делитель числа, простое число, составное число, натуральное число, совершенное число. Воспитание ценностей 1) Самоуважение, доверительные отношения через групповую работу 2) Умение работать в парах развивает сотрудничество и трудолюбие Межпредметные связи история, русский язык Предыдущие знания Натуральные числа, делители и кратные натуральных чисел. Ход урока Запланированные этапы урока Виды упражнений запланированных за урок Ресурсы Начало урока 3 мин I. Организационный момент. Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, пожелание успеха. Игра «Паутина». Участникам объясняется ход игры. Участники встают в круг и кидая друг другу клубок говорят комплемент. Деление на группы с помощью карточек (делитель, простое число, составное число) Этап актуализации. Фронтальный опрос «Толстые и тонкие вопросы» 1) Как называется число, на которое нужно поделить? (делитель) 2) На какое число нельзя делить? (нуль) 3) Назовите делители числа 6 (2,3,6,1,) 4) Сколько делителей имеет число 12? 5) Назовите делители числа 13 (1,13) 6) Сколько делителей имеет число 13? Какие? 7) Что можно сказать про числа 6 и 13? 8) Какие числа называются простыми? Приведите примеры 9) Какие числа называются составными? 10) 2,10,7,42,1- Какие из этих чисел простые, а какие составные? 11) Является ли число 1 простым или составным? Фронтальный опрос позволяет определить уровень знаний учащихся по пройденным темам. Учащиеся самостоятельно ведут учет своих правильных ответов в индивидуальном маршрутном листе Формативное оценивание. За каждый правильный ответ учащиеся ставят плюс Середина урока. 15 мин 3 мин 7 мин 12 мин 3 мин Ребята, на прошлом уроке с какой темой познакомились? Сегодня на уроке мы продолжим работу с простыми и составными числами 1. Историческая справка. Несколько учеников подготавливают информацию Древнегреческий ученый Эратосфен (276 г до н. э. – 194 г до н. э.) предложил свой способ для составления таблицы простых чисел. Эратосфен писал на восковых табличках специальными палочками, а составные числа выкалывал острым концом, после чего табличка напоминала решето. С тех пор его способ называются решето Эратосфена. 2. Групповая работа. Метод «По следам Эратосфена» Сейчас я вам предлагаю использовать идею Эратосфена и создать фрагмент таблицы простых чисел. 1 группа: числа от 1 до 30; 2 группа: числа от 30 до 60; 3 группа: числа от 60 до90. После выполнения каждая группа выходит к доске и распределяя роли объясняют алгоритм составления таблицы простых чисел ФО,взаимооценивание «Две звезды,одно пожелание» 3) Физкультминутка Игра «хлопушки» При помощи таблицы простых чисел, размещённой на форзаце учебника определить, является ли число простым, в случае правильного ответа хлопнуть в ладоши. Называю 10-12 чисел. 3. Сказка (с заданиями). Работа в парах. «Находим совершенные числа» (по образцу и определению) 1. 28 сентября число 28 решило пригласить в гости всех своих делителей, меньших, чем оно само. Первой прибежала единица, за ней двойка, за ней… (напишите список всех гостей числа 28). ОТВЕТ: 1,2,4,7,14. 2. Когда все гости собрались, число 28 увидело, что их немного. Чтобы утешить число 28, его гости соединились знаком “+”. И, о чудо, сумма оказалась равной самому числу 28! Единица сказала, что всякое число, которое равно сумме своих меньших делителей, называется совершенным. 28-совершенное число. Число 28 обрадовалось и спросило, какие ещё есть совершенные числа. Всезнающая единица объяснила, что совершенные числа встречаются очень редко: среди чисел до миллиона только 4 совершенных. Задания: найдите однозначное совершенное число? (6) Пифагор (Vl в. до н. э.) и его ученики изучали вопрос о делимости чисел. Пифагорейцы знали только первые три совершенные числа: 6, 28, 496. Четвертое – 8128 – стало известно в I в. н. э. Пятое – 33550336 – было найдено в XV в. К 1983 г. было известно уже 27 совершенных чисел. Но до сих пор ученые не знают, есть ли нечетные совершенные числа, есть ли самое большое совершенное число. 3. Числам понравилось приглашать в гости своих делителей. Кто пришёл в гости 30 сентября? ОТВЕТ: 1,2,3,5,6,10,15. Какое число не дождалось гостей? ОТВЕТ: единица. У каких чисел был только один гость? ОТВЕТ: у простых. ФО учителя 4. Индивидуальная самостоятельная работа по вариантам 1 Задание Вариант 1 1) Завершить определение: Простое число - это число, которое имеет_________________ _____________________________________________________ 2) Подчеркнуть в скобках нужные слова и вставить вместо пропусков такие числа, чтобы утверждения были верными. Число 27 (простое; составное), так как имеет ______________ натуральных делителей. Его делителями являются числа: ____________________________________________________ 3) Используя таблицу простых чисел сопоставь стрелочками Число 56• Число 35 • Число 13 • Число 12 • Число 73 • •составное •простое Дескриптор: 1) дополняет словами определение простых чисел; 2) заполняет утверждение и находит количество делителей 3) сопоставляют составные и простые числа Вариант 2 1) Завершить определение: Составное число- это число, которое имеет________________________________________ ________________________________________________________ Подчеркнуть в скобках нужные слова и вставить вместо пропусков такие числа, чтобы утверждения были верными. Число 19 (простое; составное), так как имеет ______________ натуральных делителей. Его делителями являются числа: ___________________________________________________ Используя таблицу простых чисел сопоставь стрелочками Число 99 • Число 85 • Число 17 • Число 24 • Число 71 • •составное •простое Дескриптор: 1) дополняет словами определение составных чисел; 2) заполняет утверждение и находит количество делителей 3) Сопоставил составные и простые числа Взаимопроверка по эталону на доске ИД Обратная связь Карточки по вариантам Метод «Допиши предложение» Задания на соответсвие ФО «Волшебная линеечка» Обратная связь взаимопроверка. Правильные ответы на ИД. Конец урока 5 мин Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они достигнуты? У кого есть вопросы по теме урока? Оцените, пожалуйста, наш урок, свою работу на уроке, работу своих товарищей. Как вы считаете, чью работу на уроке сегодня необходимо оценить? V. Рефлексия «Красное яблоко» - урок прошел полезно, плодотворно (все понятно) «Желтое яблоко» - не все получилось, но я старался (хорошо) «Зеленое яблоко» - не смог справиться со всеми заданиями, еще нужно поработать (удовлетворительно). Домашнее задание: 1) для всех: стр. 151 №657 2) для многих: составить таблицу простых чисел от 1 до 50 3) для желающих: №664 Листы самооценивания