Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. Важно учить мыслить детей творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Автор: Буданбаева Салтанат Талгатбековна

Журнал «Педагогический мир Казахстана». Выпуск №6(18)

Фрагмент для ознакомления

«От того, как заложены элементарные
математические представления
в значительной мере, зависит дальнейший
путь математического развития, успешность
продвижения ребенка в этой области знаний»
Л.А. Венгер

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. Важно учить мыслить детей творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Мнение, что математическое мышление совсем не обязательно в жизни, что оно может пригодиться детям только на уроках математики, очень ошибочно! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.

Блоки Дьенеша развивают умственные способности, основой которых является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования. Наглядное моделирование способствует усвоению специфических предметных действий, создает благоприятные условия для формирования таких умственных действий, как абстрагирование, классификация, анализ, обобщение, что в свою очередь способствует повышению уровня знаний, умений и навыков дошкольников.

Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

В ходе работы с логическими блоками выяснила, что они помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Работу с логическими блоками начала с оперирования одним свойством блока — формой. Дети самостоятельно играли с блоками, сооружали различные постройки, использовали их в сюжетной игре. Они освоили круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Затем я добавила в играх цвет, размер и толщину.

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала освоили умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (форму, цвет, размер, толщину) сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладели умением анализировать, сравнивать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине) несколько позже — по трём (цвету – форме — размеру, форме — размеру-толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда варьировала правила выполнения задания, с учетом возможностей детей и уровнем их подготовленности.

Работу по развитию логического мышления у детей посредством блоков Дьенеша осуществляла во всех видах образовательной деятельности, на прогулке, при проведении экскурсий, бесед, наблюдений, опытов, экспериментов, игр, в совместной деятельности детей и родителей, в работе с родителями. В результате дети научились не только вычленять, называть, сравнивать и группировать предметы, по разным признакам, т.е. оперировать полученными знаниями, но и использовать их при решении новых проблем. Это стало возможным благодаря тому, что, решая дидактические задачи, дети перешли от наглядного, к более абстрактному мышлению, что развило их познавательную активность и дифференцировало мыслительные операции. Отмеченные успехи в развитии детей подтвердили правильность выбора обучающих игр.