Профессиональная деятельность преподавателя специальных дисциплин для формирования мотивации обучающихся. Применение интеграции специальных дисциплин с общеобразовательными дисциплинами и производственным обучением

В статье описывается интеграция специальных дисциплин с общественными дисциплинами и производственными мероприятиями, производственными мастерскими. Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть направлена на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия студентами исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы целостного, синтезированного восприятия студентами исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.Межпредметные связи стимулируют лучшее усвоение материала, способствует развитию мышления, повышает интерес к предмету, влияют на повышение качества знаний, формирование умений использовать учебную литературу, анализировать, сопоставлять факты из различных областей знаний.Результатом совместной плодотворной деятельности инженерно-педагогического коллектива удалось добиться признания высокого профессионального уровня наших студентов.

Автор: Козярская Маргарита Владимировна

Журнал «Педагогический мир Казахстана». Выпуск №6(18)

Фрагмент для ознакомления

В 21 веке побеждает тот, кто обладает настоящими,
качественными знаниями,
потому что если не приобрести знаний сегодня,
то завтра можно остаться без работы.
Н.А.Назарбаев

О человеке, в совершенстве, владеющем своей профессией, уважительно говорят: он педагог и мастер! Так называют преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. Много лет, работая в этой должности, хорошо понимаем содержание этой исключительно ответственной, многоплановой и, я бы сказала, универсальной работы. Постепенно по крупице накапливая опыт, который со временем превратился в определенную систему работы.

Роль преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения в подготовке молодого рабочего, а особенно конкурентноспособных специалистов очень велика и многогранна. От нас сегодня требуется не только профессиональные навыки, но и высокая педагогическая культура.

Успешно, подчеркиваю, успешно работать преподавателем специальных дисциплин и мастером производственного обучения сможет только тот, кто имеет к этому призвание, кто хорошо владеет своей основной профессией. [1, 3-5с].

Деятельность педагогов направлена на совершенствование образовательного процесса на основе использования ИКТ, модульной и проектной технологии. [2, 13-15с].

Как уже было сказано, важнейшей задачей технического и профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. [3, 34-35с].

Первые шаги для подготовки профессиональной компетентности у студентов колледжа и выход на высококвалифицированного специалиста:

  • Центр тяжести смещается с формированием знаний, умений, навыков на формирование развитой профессиональной деятельности в соответствии с потребностями производства.;
  • Необходимость сохранения преемственности закрепления студентов в цехах и отделах по видам деятельности, установленными государственными стандартами технического и профессионального образования;
  • К моменту завершения практического обучения на предприятии студентам обеспечиваются возможности повышения рабочего разряда, приобретения смежных или новых профессий в рамках перечня классификатора рабочих и инженерно-технических квалификаций;
  • Обеспечение тесного делового сотрудничества руководителей практики от колледжа с руководителями цеха в вопросах организации труда, его оплаты, дисциплины и соблюдения режима внутреннего распорядка, как в цехе, так и в колледже; принятие оперативных мер устранения возникающих трудностей; в процессе прохождения практического обучения, дало свои результаты 100% трудоустройство.
  • Проведение интегрированных уроков с общеобразовательными предметами и мастерами производственного обучения;
  • Развитие интереса и компетентности через кружок технического творчества;
  • Связь колледжа с базовым предприятием. Общие задачи колледжа и базового предприятия (Аксуский завод ферросплавов).

Продуктивность интеграции достигается при условии качества взаимоотношений образовательных, производственных мастерских колледжа и самого базового производства.

Для этого инженерно-педагогический состав разработали структуру:

Исходя из всего сказанного моя цель – показать возможности интеграции при изучении специальных дисциплин с общеобразовательными предметами, производственными мастерскими, то, что развивает профессиональную компетенцию у студентов.

Межпредметные связи стимулируют лучшее усвоение материала, способствует развитию мышления, повышает интерес к предмету, влияют на повышение качества знаний, формирование умений использовать учебную литературу, анализировать, сопоставлять факты из различных областей знаний.

Позвольте привести несколько примеров.

  • Связь специальных дисциплин и физики.

Сопутствующая связь, когда темы на уроках физики и специальной технологии совпадают (токарное дело и металлообработка, сварочное и электрики), например «Закон Ома для участка цепи и полной цепи»; в токарном рассматриваются темы «Виды приводов», где основным приводом является электрический привод, где все основано на последовательном и параллельном соединении кинематической схемы станка, а значит связь с основными законами Ома, где можно произвести расчеты на сопротивление, силы тока, удельного сопротивления. В сварочном деле тема «Оборудование сварочного поста для ручной дуговой сварки». Здесь уместно поставить вопрос: можно ли осуществить сварку на расстоянии 50, 100 м? Нет. Почему? Студенты знают, что по нормам длина провода должна быть в пределах от 3 до 25 метров. Выясняем, что с увеличением длины провода увеличивается его сопротивление; это приводит к падению напряжения, и дуга не горит стабильно

  • Последующая связь – связь, когда учащиеся сначала знакомятся с материалом на уроке специальных дисциплин, а затем встречаются с ними на занятиях по физике. Пример: студенты уже знакомы с темой «Электрическая дуга и ее применение в сварочных работах», «Кинематическая схема токарного станка» и «Электрический привод»; при изучении темы по физике «Взаимодействие токов», чтобы показать: опыты Ампера по взаимодействию проводников имеют непосредственное отношение к будущей специальности, задаем вопрос «Почему при сварке постоянным током происходит разбрызгивание металла?» или «Какой ток используется в работе электрического двигателя в токарном станке. Подчеркнем, чтобы получить правильный ответ на один вопрос по специальности, надо вспомнить несколько вопросов из физики, т.е. физика – научная основа электротехники.
  • Связь специальных дисциплин с математикой ежеурочная и постоянная. Например, при изучении темы «Обработка конических поверхностей», «Обработка цилиндрических поверхностей» по специальной дисциплине «Токарное дело и металлообработка», студенты должны хорошо знать: Что такое конус и цилиндр.
  • Связь специальной технологии с предметом черчение, так как токарь и сварщики должны уметь читать чертежи, чтобы выполнить свое задание качественно и ответственно. При изучении каждой темы имеются изображения и условные обозначения, которые изучаются на уроках черчения. Все эти навыки и умения они применяют на практике, чтобы построить и прочитать чертеж на защите дипломного проекта.
  • Так же можно провести интеграцию специальной дисциплины и предмета информатики и вычислительной техники. Например, специальная дисциплина–материаловедение. Проводится в компьютерном кабинете с преподавателем информатики, например, тема «Цветные металлы» (повторение темы). Переходя к заданию – составить презентацию на пройденную тему передает слово преподавателю информатики. У студентов развивается огромный интерес, у кого же получится лучше, чтобы презентацию применять на уроках материаловедение.
  • Основной формой передачи профессиональных знаний и формирование навыков у студентов является совместная связь предметника специальной технологии и мастера производственного обучения в мастерских. Из своего опыта могу сказать, что это очень эффективный метод для понимания тем студентами и сразу применять практически. Мы вместе с мастером производственного обучения составляет план урока производственного обучения, например, темы «Обработка и техника сверления. Применение операций сверление, рассверливание, зенкерование, развертывание и зенкование. Предметник специальной технологии и мастер производственного обучения совместно готовят материально – техническое оснащение урока; составляют ход самого урока; используют и вместе применяют ИКТ; чертежи; вместе проводят инструктаж по ТБ и вместе переходят со студентами к практической части – работа за станками; вместе проводят контроль выполненных деталей и выставляют оценки. Итоговым результатом связи теории с производственной практикой в мастерских у нас в колледже является конкурс «Лучший по профессии», который проводится по всем специальностям, где выявляются студенты, занявшие свое призовое место.
  • Еще одним показателем и этапом развития профессионального мастерства – это кружки технического творчества, которые в нашем колледже разработаны по всем специальностям. В наших мастерских имеется выставочный зал, где находятся лучшие работы студентов.
  • Заключительный этап повышения профессиональных компетенций – это совместная работа базового предприятия (АЗФ) и нашего колледжа черной металлургии. И в заключении из всего изложенного можно сделать вывод. Результатом совместной плодотворной деятельности инженерно-педагогического коллектива удалось добиться признания высокого профессионального уровня наших студентов. Это участие в региональных, республиканских конкурсах профессионального мастерства WorldSkills и завоевание призовых мест.
    • И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организации учебно - воспитательного и методического процессов. «Учитель», - Волгоград, 2009 г.
    • В.С. Филиппов. Воспитание будущих рабочих. Метод.пособие -М.: Высш.шк, 1990-159 с.
    • А.М. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. Профпедагогика. -М.: Высш.шк., 1986-288 с.

Проводя интегрированные уроки совместно с преподавателем математики, происходит взаимное объяснение данной темы с применением определений, фигур и рисунков. Приведу некоторые фрагменты из урока: урок начинает преподаватель специальных дисциплин, дает тему; ставит задачи и цели; имеется план-конспект выполнения студентами заданий, по которым они видят ход урока и последовательность заданий и вопросов. Преподаватель математики дает определение конуса: «Конус – фигура, полученная при вращении прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов (подтверждается рисунком, макетом конуса, презентация). Вместе с преподавателем математики проводится фронтальный опрос по теме. По математики можно задать следующие вопросы на закрепление: «Может ли образующая конуса равняться: а) высоте конуса; б) радиусу окружности основания? Ответы обоснуйте. Все это помогает применять и на практике.

Список литературы

1. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организации учебно - воспитательного и методического процессов. «Учитель», - Волгоград, 2009 г.

2. В.С. Филиппов. Воспитание будущих рабочих. Метод.пособие -М.: Высш.шк, 1990-159 с.

3. А.М. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. Профпедагогика. -М.: Высш.шк., 1986-288 с.