Дополнительное образование как необходимое звено развития ребенка

О дополнительном образовании в частной общеобразовательной школе «Исток»,где учащиеся во внеурочное время могут развивать свои способности и реализовать свой творческий потенциал. Для этого в школе работает «Развивающий центр», в котором предусмотрены занятия в следующих студиях: ИЗО, Хореографии, Театр песни и Спортивных игр.

Автор: Курмашова Светлана Николаевна

Журнал «Педагогический мир Казахстана». Выпуск №6(18)

Фрагмент для ознакомления

Демократизация и гуманизация системы образования в Казахстане позволили рассматривать дополнительное образование как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие. Оно потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей и реализации интересов детей. Дополнительное образование детей имеет значительный педагогический потенциал: выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности; в процессах дополнительного образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, формированию конкурентоспособной личности.

Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко распространен, и является составной (вариативной) частью общего образования, сущностно мотивированным образованием, позволяющим обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределяться профессионально и личностно.

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправлено. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. О необходимости дополнительного образования в школе нет смысла никого убеждать. Чем больше ребѐнок сможет усвоить дополнительных знаний, навыков, тем легче ему будет определиться в жизни, в профессии, тем менее он будет уязвим в наше время — время постоянных перемен.

Заполняя свободное временное пространство учащихся, школа стремится оградить их от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания преступных группировок, наркомании и т.д. Мы хотим увлечь детей делами интересными, плодотворными, дающими широкие перспективы в будущем. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, получают практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значить учатся сотрудничеству и сотворчеству. Процесс творчества развивает и обогащает личность, раскрывает ее таланты и духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.

Дети, получившие помимо общего, еще и дополнительное образование, как правило, имеют больше возможностей полноценно прожить детство, реализовать свой творческий потенциал. Сегодня и детям, и родителям важно, чтобы система дополнительного образования вместе со школой активно помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный выбор своей профессии.

В педагогическом коллективе школы «Исток» решили создавать в среду, которая воспитывала бы и развивала детей. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» — говорит народная мудрость. Значит, создание в школе среды, способной отвлечь от улицы, от любого негативного воздействия извне, способной воспитать полезные привычки и сформировать модели поведения, а также комплексный подход к созданию благотворной обстановки не только во время учебных занятий, но и во внеурочное время- особенно актуальная задача.

Следовательно, организовать свободное время с пользой для развития и воспитания детей — задача педагогов школы. А путеводные положения, отвечающие специфике дополнительного образования, которыми руководствовался учредитель школы, следующие:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые ещё не нашли своего дела.

2. Взаимное превосходство: если у кого-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

В частной общеобразовательной школе «Исток» учащиеся во внеурочное время могут развивать свои способности и реализовать свой творческий потенциал. Для этого в школе работает «Развивающий центр», в котором предусмотрены занятия в следующих студиях: ИЗО, Хореографии, Театр песни и Спортивных игр.

На занятиях в ИЗО-студии разработаны различные способы действия с художественными материалами. Так, смешивание и разбрызгивание красок, размазывание по поверхности бумаги пластилина используется при работе с детьми. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд к которому не надо принуждать. Но очень важно поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности при работе с различными материалами. Нетрадиционное рисование расширяет сферу возможностей ребенка, развивает воображение, фантазию, раскрывает креативные возможности школьника почувствовать красоту и многообразие окружающего мира.

Занятия хореографией чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его физическому, нравственному, эстетическому развитию - дети раскрывают для себя все традиции, нравы, обряды, характер различных народов, и их образ жизни, культуру.

Хореография у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.

В процессе занятия хореографией дети овладевают танцевально-плясовыми движениями, знакомятся с различными видами танца: от русского народного до современного. Их движения становятся правильнее, выразительнее, улучшается рече-двигательная координация. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.

На занятиях в «Театре песни» педагог старается повысить уровень певческих навыков, способствовать развитию артикуляции, музыкальных способностей и музыкальной культуры.

Цель студии – развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости. Всем известно, что основы музыкального развития и любовь к искусству формируются в детском возрасте и создают фундамент музыкальной культуры человека. Благодаря проведенным мастер-классам мы увидели творческий подход музыкальных руководителей в организации дополнительного образования в рамках кружковой работы. Студия художественно-эстетического направления позволяет раскрыть музыкальные таланты детей, проявить индивидуальность и способность к самовыражению.

Так же в школе работает студия спортивных игр. Она ориентирована на развитие ребенка, приобщение его к культуре здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации. Каждый второй школьник систематически занимается физической культурой и спортом.

На занятиях по самоподготовки усваивается тот материал, который изучили на уроках. Успешность зависит от атмосферы сотрудничества, взаимопомощи, заинтересованного отношения к действиям каждого ребенка, как со стороны педагога, так и со стороны коллектива. В связи с этим воспитанники чувствуют себя составной частью объединения единомышленников, что оказывает влияние на формирование таких положительных личностных качеств, как: самостоятельность, аккуратность, ответственность, стремление завершить начатое до конца. Таким образом целью дополнительного образования является разностороннее развитие детей и, как следствие этого, успешная адаптация в самостоятельной жизни. Данный результат служит своеобразным ориентиром деятельности педагога, осуществляющего дополнительное образование.

Таким образом, дополнительное образование способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику ―ситуацию успеха; содействовать самореализации личности ребенка и педагога. Конечно, далеко не все школы способны сегодня решать эти задачи. Однако совершенно очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

Исследования современных авторов доказывают, необходимость включения детей с особыми образовательными потребностями в различные виды внеурочной физкультурно-спортивной, социально-бытовой, эколого-биологической, туристко-краеведческой, технической, трудовой активности. (В.М. Мозговой, Е.Д. Худенко и др.)

В свое время еще А.С.Макаренко указывал, что развитию творческих возможностей школьника способствует возможность проявить свои умения на кружковых занятиях, где дети могут показать неповторимость изделий, созданных своими руками.

Литература

1 Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис. … канд. пед. наук. - Москва, 1998. – 147 с.

2 Скачков А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1996. – 24 с.

3 Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Казань, 1999. – 34 с.

4 Дорожкина Л.А. Сущность внешкольного воспитания // Менеджмент в образовании. – 2003. - № 4. - С. 18-30.

5 Жамадилов Н.Д. Позаботимся о нашей опоре и надежде. – А.: Современное столичное образование. – 2004. - №3. – С.25-29.

6 Закон Республики Казахстан «Об образовании»// Электронный справочник «Законодательство РК». – Алматы: Юрист, 2004.

7. http://stranamasterov.ru/

8. http://stranamasterov.ru/user/105496