Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в ДО

Формы работы с родителями условно можно разделить на четыре группы: информационно – аналитические, познавательные, наглядно – информационные, досуговые. Использование таких форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Автор: Калинина Ирина Сергеевна

Журнал «Педагогический мир Казахстана». Выпуск №6(18)

Фрагмент для ознакомления

Формы работы с родителями условно можно разделить на четыре группы: информационно – аналитические, познавательные, наглядно – информационные, досуговые.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование таких форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Наиболее эффективными формами совместной деятельности детей и взрослых, на мой взгляд, являются: тематические встречи «Урок здоровья» и семинары-практикумы, круглые столы для родителей.

При их планировании и проведении старались свести к минимуму лекционную форму преподнесения информации родителям, предполагалось сообщение незначительного объема информации в устной форме. К тому же, пытались теоретическую часть построить в форме общения с родителями. Такие практические мероприятия в большей степени помогают приобрести участникам живой опыт, у родителей возникает возможность фактически немедленно проанализировать и применить на деле полученные знания и умения. Интересной формой является организация разнообразных выставок. Конечно, в каждой группе представлены уголки творчества детей, в которых регулярно размещаются детские работы, выполненные на организованной деятельности. Но возможна организация и других выставок. На них могут быть представлены совместные работы педагога и детей, родителей и детей. В нашем детском саду выстроена система по взаимодействию с семьей. В ней используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной агитации, разнообразные мероприятия.

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы — это совместные физкультурные досуги, праздники. Анализ проведенного анкетирования показывает, что родители охотнее и с большим желанием принимают участие именно в таких мероприятиях.

Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Каждый год мы проводим «Праздник мыльных пузырей». Красивый, яркий праздник, с множеством интересных конкурсов. Родители с детьми, очень любят этот праздник и с удовольствием принимают участие.

Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями

А какой замечательный, праздник по ПДД, «Красный, желтый, зеленый». В гости к деткам приходит светофор и регулировщик. Дети соревнуются, изучают правила дорожного движения. Родители выступают в роли регулировщика.

Хотелось бы обратить ваше внимание, на еще одну форму совместной деятельности детей и взрослых совместный труд: это, прежде всего «Зимнее зодчество». Родители вместе с детьми на прогулке делают сказочные фигуры. Их фантазии и разнообразию, нет предела. Каких только сказочных героев не встретите на наших участках, это просто, страна чудес.

Так же огромную работу проделали родители в оформлении участков. Каждую весну, на клумбах высаживается большое количество разнообразных, красивых видов цветов. Большое разнообразие различных сказочных героев поселились на наших участках: здесь и пасека Вини пуха, Кот в сапогах со своей мельницей, и Красная шапочка гуляет по аллейкам, и Ослик Иа и многие, многие другие любимые, сказочные герои.

Совместную деятельность детей и взрослых можно организовать и через организацию разнообразных выставок творческих работ. Родители помогают украшать зал ко всем праздникам, театрализациям, тематическим вечерам. Активное участие родители принимают в утренниках. Участвуют в сценках, танцах. Исполняют концертные номера вместе с детьми.

В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, самое вкусное блюдо не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.

Еще одному методу работы с родителями хотелось бы уделить внимание, это встречи с интересными людьми «Гость группы». Приглашаем родителей в детский сад с целью рассказать детям о своей профессии, своих достижениях, своем хобби, показывая свои умения и навыки и т. д. Привлечение родителей, других членов семьи к работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее, другое. С каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом.

Организуя данную работу, педагоги детского сада получают удивительную возможность лучше узнать семью каждого воспитанника.

День открытых дверей является одной из форм работы с родителями, которая предоставляет им возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. Цель проведения данного мероприятия – установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей.

Делая вывод, можно отметить, что организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Хотелось бы сказать еще об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и родители. Необходимо помнить об этом, и мы всегда благодарим родителей за их работу (помещаем слова благодарности в групповых уголках, вручаем грамоты).

Основная задача всей проводимой работы - пробудить у родителей интерес к деятельности детского сада. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье и воспитание ребенка, приведя его в детский сад. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка.