Мое видение обновленного содержания образования

В данной статье рассматриваются особенности программы обновленного содержания. Какие изменения несут в школу учителя, обучившись на курсах? Какую роль должен выполнять учитель на что направлена обновленная программа?

Автор: Исмаилова Эльмира Калыкуловна

Журнал «Педагогический мир Казахстана». Выпуск №6(18)

Фрагмент для ознакомления

Мы живем в эпоху перемен. Изменения происходят в любой области нашей жизни. Обновляется также система казахстанского образования и ее содержание. Следовательно, согласно требованиям времени, мы должны обучать и воспитывать подрастающее поколение умению осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед ним проблем. Новшеством обновленной программы является четкое определение ожидаемых результатов по каждой цели программы. Мы можем точно оценить результаты обучения, помогающие и учителю, и обучающемуся определить степень достижения целей. У учителя есть возможность корректировать свое преподавание. У учащихся появляется возможность определить свой уровень знаний. Что также влечет за собой формирование думающего ученика, обладающего навыками саморегуляции, и рефлексирующего учителя. Перед учителем ставится задача – создать условия гармоничного развития ученика как личности, обеспечить выпускника высокой функциональной грамотностью. Решению этих задач как раз и способствуют курсы повышения квалификации обновленного содержания. Целью образовательной программы в рамках обновленного содержания является совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрения системы критериального оценивания.

Обучаясь на курсах, я отметила для себя, что отличительными особенностями обновленных учебных программ является: принцип спиральности, то есть постепенное наращивание знаний и умений от темы к теме, от класса к классу; акцентирование внимания на целях обучения, основанных на формировании мыслительных навыков учащихся от элементарного (знание, понимание, применение) до высокого уровней (анализ, синтез, оценка); наличие «сквозных тем», позволяющих максимально эффективно организовать межпредметные связи. Поняла структуру, содержание, цели и задачи образовательной программы. Определила, что наиболее эффективным способом разработки учебного плана является способ «с конца к началу». Это значит, необходимо начинать планирование с ожидаемого результата (цели и стандарта), а затем составлять учебный план, основываясь на совокупности знаний и навыков, предписанных стандартом и необходимых ученику для выполнения определенных задач.

На занятиях мы отрабатывали не только навыки речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо, но и цели обучения, критерии оценивания учебных достижений учащихся, продумывали дифференциацию предлагаемого учебного материала, изучали возрастные особенности учеников, стратегии обучения языку.

Применяя на уроках активные методы обучения, можно развивать у учащихся уровень познавательной активности. При планировании успешного урока я должна руководствоваться следующими принципами:

  • принципом свободы: не ограничивать возможности ученика показать себя;
  • принципом сотрудничества; в учебном процессе учитель и ученик должны взаимодействовать и поддерживать друг друга;
  • принципом доверия: уверенность ученика в достижении успеха, умение учителя вселять уверенность в ученика;
  • принципом толерантности: создавать благоприятные условия для саморазвития ученика, учитывая его индивидуальные особенности;
  • принципом терпимости: сохранять эмоциональное спокойствие, не злиться, не усложнять неблагоприятные ситуации.

Результаты обучения в школе детей потребуют от нас, педагогов, всестороннего и объективного оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом. Но обновление содержания образования, транслируя лучший опыт внедрения новых подходов к обучению и методике преподавания должно учесть и положительный опыт традиционного. Синтез традиционных и инновационных методов обучения позволит разнообразить формы проведения занятий, активизирующие познавательную деятельность учащихся.

В целом, уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире.