Изучения элементов математического анализа в курсе алгебры старшей школы

"Очень важно, чтобы учащиеся видели прикладные возможности всех разделов математики. Математика должна оставаться математикой, но в ней должно быть выделено прикладное начало, которое должно помочь решению специфических вопросов выбранного профиля".

Автор: Гныря Сандугаш Руслановна

Журнал «Педагогический мир Казахстана». Выпуск №6(18)

Фрагмент для ознакомления

Одной из современных тенденций развития школы является усиление профильной дифференциации обучения. Термин "профильная дифференциация обучения" обозначает разделение учебных планов и программ в специализированных школах, классах или в старших классах средней школы, осуществимое на факультативах.

Существование классов и школ различного типа ставит перед методикой обучения, в том числе и математики, весьма специфические проблемы. Причём реализация профильной дифференциации, как показывают педагогические исследования, целесообразна в среднем и старшем звене школы. Данный курс, изучаемых в старшем звене средней школе, является алгебра и начала анализа, в 10-11 классах преподается на трех возможных уровнях: профильная подготовка, углубленное изучение, базовый курс. Кроме того, существуют школы с интегрированными лекциями по основам высшей математики и олимпиадными курсами подготовки. Однако как бы то ни было, любой из вышеназванных профилей подразумевает изучение раздела «Математический анализ», который является основополагающим для тех школьников, которые желают продолжить свое обучение в высшем или среднем профессиональном учебном заведении по инженерно-техническим, медицинским, экономическим направлениям. Кроме того, математический анализ входит в задания ЕНТ, а потому знания данного раздела являются одним из важных компонентов для успешной сдачи экзамена по математике. Начало изучения курса начинается с компонентов, входящих во «Введение в математический анализ»: производные функции и ее свойства. Здесь учащиеся узнают о понятии производной, учатся брать основные производные по базовым формулам и правилам. Стоит отметить, что до введения понятия производных некоторые УМК подразумевают первичное ознакомление учащихся с понятием предела в рамках курса «Математический анализ». Пределы изучаются как базовый элемент, не вдаваясь в подробности ввода данного понятия (что будет дано в курсе высшей математики университета или колледжа). При изучении связи производной и функции очень важно обратить внимание на взаимосвязь графиков, научиться понимать взаимосвязь этих понятий, т.к. это будет необходимо для успешного освоения последующего материала. Математический анализ в 10 классе прекращается на понятиях производной, и далее следует курс теории вероятностей и математической статистики.

Прикладной стиль мышления предполагает сформированность некоторых специальных умений:

  • Умение моделировать реальные процессы (строить математические модели);
  • Умение корректно проводить экспериментальные исследования;
  • Умение грамотно оценивать результаты измерений и вычислений;
  • Умение выбрать нужный алгоритм или математический метод для решения конкретной задачи.

Курс «Математический анализ» в старшей школе – важный и основополагающий курс, на который, по сути, отводится большинство времени преподавания алгебры в 10-11 классах. Поэтому важно, чтобы учащиеся с самого начала понимали значимость данного раздела для математики и жизни, могли оперировать основными терминами и формулами, умели применить полученные знания на практике.