Развитие навыков чтения посредством исследовательских вопросов

Данная статья рассматривает развитие смысловой стороны навыка чтения у учащихся среднего звена посредством исследователских вопросов. Важность определения идейного сожержания текста. Предлагает на конретном примере рассмотреть краткий план одного из уроков.

Автор: Жуматова Айгерим Тлегеновна

Журнал «Педагогический мир Казахстана». Выпуск №6(18)

Фрагмент для ознакомления

Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса,
ни слога, ни многосторонней шири понимания.
А. Герцен

В старших классах зачастую упор делают на развитие письменных навыков, при этом забывая, что навыки чтения требуют такого же внимания и формирования. Учителя среднего звена полагают, что основу чтения закладывают в начальных классах, и раз учащийся обладает техникой чтения, то он должен непосредственно и понимать суть прочитанного, но это оказывается заблуждением.

За годы преподавания столкнулась с рядом таких проблем со стороны учащихся, как непонимание значений слов, сложность в определении проблематики и идеи произведения, в правильной передаче мыслей. Тем самым понимая, что смысловая сторона навыка чтения имеет некоторые затруднения, хотя занимает ведущее место. Смысловая сторона чтения, то есть осознанное понимание читаемого текста – это комплексное понимание читающим:

1) значений слов, употребленных в прямом/переносном смысле и устаревших;

2) содержания каждого предложения, отдельных частей текста (абзацев, глав);

4) основного смысла всего содержания текста.

Таким образом, сознательное чтение предполагает понимание подтекста произведения: выявление его идейного содержания, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому. При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (идейный мир, действующие лица, диалог, значения слов и т. д.) и идейного смысла произведения (что хотел передать автор).

В процессе чтения учащиеся должны не просто выявлять представленные в тексте факты, он должен определять среди них самые значимые, сопоставлять их друг с другом (организовывать), обобщать, интерпретировать (оценивать), приходить на их основе к конкретным выводам. Подобная работа требует не только памяти, но и самых различных мыслительных навыков – анализа, синтеза и оценки, обобщения и сравнения, конкретизации и абстрагирования. Среди перечисленных навыков чаще всего у учащихся отмечаются затруднения в анализе, синтезе и конкретизации – вместо чего они переходят к пересказу текста.

Для развития данных навыков было принято решение объединиться группой учителей гуманитарного цикла для проведения исследования практики, где в основе обучения данных предметов лежит текст как информационный кладезь. Исследовав 3 цикла уроков, можно выделить основные этапы работы над текстом:

  • Работа с ключевыми словами;
  • Словарная работа по абзацам/главам;
  • Вопросительные слова
  • Вопросы по «Ромашке Блума»: простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные, практические;
  • Составление вопросов к фрагментам текстов или главам;
  • Обмен фрагментов с вопросами в группах для сопоставления, обобщения и оценки;
  • Представление понимания основной мысли в виде краткого обзора/ отзыва/рецензии/комментария и т.д.

Что ___________________________________________?

Кто ___________________________________________?

Где ___________________________________________?

Как ___________________________________________?

Когда _________________________________________?

Почему ________________________________________?

Зачем _________________________________________?

Для наглядности хотелось бы представить краткий план одного из уроков в 7 классе по повести В.Железникова «Чучело».

Тема: Прожитый опыт повести.

Цель: понять с помощью вопросов идею прочитанных отрывков

Задачи: выразительно прочитать стихотворение; ответить на вопросы; составить вопросы по тексту

1. Вызов:

• Стихотворение А.Дементьева «Жизнь нуждается в милосердии» (несколько учеников читают выразительно)

• Как вы понимаете значение слова «милосердие» и «сострадание»?

• Какие выразительные средства языка использовал поэт?

• Можем ли мы связать это стихотворение с прочитанным произведением?

• Напишите наречия, которые могут передать проявление милосердия и сострадания

2. Осмысление.

• Деление на группы. Прочтение фрагментов повести из 7,8,9 глав и составление вопросов

• Обмен фрагментов с другими группами, где должны ответить на вопросы

• Обсуждение и выявление совпадений по выявленной идее

  • Рефлексия. Сравнение выводов - идей по прочитанным отрывкам.

Ведущий специалист в области методики чтения К.Д. Ушинским подчеркивал, что необходимо смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», для чего необходимо проанализировать каждую художественную деталь, каждое непонятное слово, изобразительно-выразительные средства языка, научить находить и использовать литературные приемы, потому что знание и понимание всех составляющих текста помогает учащимся определять авторскую позицию: как и для чего он писал, что он хотел донести, а исходя уже из этого смогут передать свое отношение к проблеме и дать оценку, а также определить актуальность изучаемого текста.

Литература:

  • Дадли, П. Подход Lesson Study. – Великобритания, 2011
  • Загашев И. Как решить любую проблему. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 72-78.
  • Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. - Тула.: АСТ АСТРЕЛЬ,2004. – 237с.
  • Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 240 с.