Творческий отчёт по методической теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»

В статье обобщается опыт работы учителя по методической теме, говорится о целях, которые преследовал автор , начиная работать по данной теме. Также описаны этапы работы и результаты деятельности по теме.

Автор: Кузнецова Наталья Николаевна

Журнал «Педагогический мир Казахстана». Выпуск №6(18)

Фрагмент для ознакомления

Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является достаточно актуальной. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой думающей саморазвивающейся личности, способной к самореализации.

У учащихся начальных классов происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. В течение трёх лет я работаю над задачей развития творческого мышления на уроках. Применяя технологию проектной деятельности в обучении, я добивалась следующих целей:

- развитие навыков критического мышления;

- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

- развитие умений работать с информaцией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

- воспитание у учащихся самостоятельности в мышлении и действиях;

Исследовательскую работу начала в1 классе. Своих учеников и родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов. Создала памятку для родителей. Каждый ученик изучал то, что интересно для него и значимо. Дети с большим интересом исследовали растительный мир. Им были интересны темы по технике, по информатике, природные явления. Тема работы продумывается чётко. Проекты несут просветительскую направленность, любой предмет интересен. При организации главное внимание уделяется мыслительному прогнозированию, составлению замысла в соответствии с поставленной целью. Авторы проектов учатся аргументированно формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи. В это же время остальные школьники учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами. Я считаю, что такая работа готовит школьников к более глубокому изучению основ наук. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности. Я учу своих детей выстраивать материал в соответствующей логической последовательности; учебно-познавательную деятельность проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности. Моя главная задача состоит в том, чтобы умело подвести ребят к поставленной цели, помочь выбрать нужные сведения из общего потока информации. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой продукт. От урока к уроку, от проекта к проекту уч-ся набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников.

Первый проект был по естествознанию, посвящённый теме «Краски, подаренные природой» (Яремчук Сергей). Целью данной работы было получение природных красителей из растений. С этой работой выступали на районной научно-практической конференции и получили 1 место.

Очень интересны и значимы получились проекты «Батарейка из овощей и фруктов» (Арцыбасов Вадим, 2 место районное НОУ), «Лисичка –сестричка и Серый Волк» (Щеглова Арина, 2 место район НОУ). Были проекты, которые несли в себе логическую последовательность. Так, например, проект «Волшебный пластилин» (Айгелов Динал, 3 место областного этапа республиканского конкурса исследовательских работ «Зерде»). Автор поставил цель изучить свойства пластилина и возможность получения его в домашних условиях. На следующий год был создан проект «Как создать мультфильм из пластилина в среде Windows Movie Maker» (Айгелов Динал, 3 место в республиканском конкурсе исследовательских проектов «Зерде» в городе Щучинске), который помог реализовать идею как сохранить жизнь поделкам из домашнего пластилина.

Ученики моего класса - это юные таланты, которые отличаются не только высокими способностями по тем или иным предметам, но и уверенностью в себе, сильной волей, высокими моральными качествами. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку раскрыть свои таланты. Я получаю удовлетворение от своей работы, когда вижу, что из просто одарённых ребят вырастают личности.