Компоненты формирования коммуникативной компетенции в читательской грамотности посредством диалогового обучения

Аннотация: Авторы дают характеристику совокупности средств, понимаемых под техникой диалогового общения и разделяемых на вербальные и невербальные, состоящих из способов организации текста и приёмов невербальной подачи текста в контексте учебного занятия, в формировании аргументированного ответа в Международном исследовании PISA. Авторы представляют необходимость в формировании коммуникативной компетентности посредством диалогового обучения через читательскую грамотность, необходимую в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся, созданную Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Авторы дают анализ и обосновывают результаты анализа Международной программы PISA по оценке компетентностей в читательской грамотности, которая отображает уровень сформированности речевой компетентности подростков, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся среднего звена общеобразовательных школ, как будущих специалистов (15-летних обучающихся), учитывающий готовность организованно решать задачи и проблемы, анализировать, представлять аргументационную доказательную базу по теме проблемы. Авторы статьи исследуют ресурсы, которыми должен обладать обучающийся общеобразовательной школы Казахстана для организации эффектного общения в диалоговом обучении. Авторы выделяют основные стратегии педагогической диалоговой технологии, необходимой при формировании речевой компетентности, учитывающей процесс смыслообразования в формировании аргументированной базы ответа по проблемному вопросу. Авторы в статье предлагают поэтапный алгоритм действий преподавателя- предметника и обучающегося в семинаре-дискуссии, динамику изменения сформированности развёрнутых ответов при аналитическом чтении с использованием диалоговых технологий. Ключевые слова: коммуникативная техника, техника диалогового говорения, вербальная и невербальная технология , информированность, компетентность, Международная программа PISA.

Авторы: Кузнецова Анна Николаевна, Собянин Фёдор Иванович

Актуальные вопросы развития современной системы образования