Тема 2. Организация самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой

Учебник — важнейший источник знаний, в нем излагаются основы науки в системе и объеме, определяемыми программой, в соответствии с целями и задачами обучения. Правильно организованная работа с учебником служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, с текстом. Это умение не менее важно, чем усвоение определенного минимума знаний; оно является важнейшим средством самообразования. Поэтому недооценка работы с учебником на уроке, имевшая место до последнего времени, приводила к тому, что ученики не усваивали рациональных приемов его самостоятельного использования. В обучении любому предмету нельзя ограничиться одним учебником. Специфика ее содержания требует привлечения дополнительного материала, который не включается в учебник. Поэтому наряду с учебником важную роль в организации самостоятельной работы с литературой должны играть хрестоматии, для формирования умений — сборники задач и упражнений. Изучение практически любого предмета требует систематической связи с жизнью, с современностью. В этих целях передовые учителя широко и с положительными результатами используют художественную, научно-популярную и периодическую литературу (журналы и газеты), организуют самостоятельную работу учащихся над текстом в порядке выполнения ими индивидуальных и групповых заданий. Работа с учебником, учебными книгами и дополнительной литературой не только расширяет и углубляет знания по предмету, но и развивает мышление и речь учащихся, обогащает ее, воспитывает интерес к предмету, любовь к книге, культуру умственного труда. Одновременно решается в известной мере и задача эстетического воспитания, так как художественные тексты и литографии помогают учащимся понять красоту природы и романтику созидательного труда человека. Вопросам о работе с учебником уделяется в методической литературе мало внимания. Большинство рекомендаций относится к использованию учебника при подготовке учащимися урока дома: как давать задания по учебнику, ставить контрольные вопросы к тексту, объяснять новые слова и термины. Рекомендуются как проверенные и признанные, практикой приемы работы: ознакомление учащихся с новым учебником, словарная работа, составление плана к тексту, объяснительное чтение, работа над иллюстрациями, с цифровым материалом, но дидактическое обоснование и раскрытие приемов работы с учебником в этих пособиях недостаточное. До настоящего времени остается еще много нерешенных вопросов о работе с учебником. Среди них — организация самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой. Известно, что успех самостоятельной работы обеспечивается правильной постановкой познавательной задачи и применением приемов организации активной мыслительной деятельности учащихся (сравнение изучаемых текстов, анализ иллюстраций и текстовых карт, объяснение и запись терминов, названий, основных мыслей и выводов, составление таблиц, графиков). Опыт массовой школы показывает, что организация самостоятельной работы с учебником возможна и необходима не только в старших классах, а и в V—VII, но в более простых формах. В методических пособиях нет четких определений, как подходить к отбору статей для работы в классе и как давать — с предварительным объяснением или без него, как часто надо организовывать самостоятельную работу с учебником, как рациональнее сочетать ее с другими методами, чтобы вызвать интерес и получить наибольший эффект. Приемы работы с учебником разнообразны и могут быть сведены в группы:

1) работа с текстом;

2) работа по вопросам и заданиям;

3) работа с иллюстрациями;

4) работа с цифровыми показателями. Обще дидактическая характеристика основных видов работы дана в книге «Самостоятельные работы учащихся на уроке», под редакцией Б. П. Есипова. В ней указаны общие условия успешного проведения работ:

а) продуманная подготовка заданий, вызывающая интерес и обеспечивающая активность учащихся;

б) органическое сочетание практической деятельности учащихся, слова учителя, использование текста и средств наглядности;

в) расчет времени. Конечно, само по себе чтение учебника еще не означает самостоятельности и активности мышления учащихся. Первая и основная задача — научить сознательному чтению, применяя ряд приемов, и таким путем развивать умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности в области преподаваемого предмета. Каждый курс учитель начинает с того, что знакомит учащихся с новым для них учебником, чтобы пробудить интерес к новому курсу и учебнику, научить пользоваться им и ценить. Предлагает открыть титульный лист, прочесть название учебника и фамилию автора, о котором рекомендуется сообщить учащимся некоторые сведения (если учитель знает автора), затем предлагает рассмотреть оглавление, из которого узнают главные разделы в содержании учебника, указанные крупным шрифтом. Узнав, как пользоваться оглавлением и приложениями учебника, учитель дает задание, например, найти и открыть в учебнике статью из определенного раздела или же найти количественный показатель в приложении. Следует обратить внимание на рисунки обложек учебников в V—VIII классах, раскрыть их смысловую сторону. После этого читают «Введение». Тут же необходимо сравнить новый учебник с предшествующим, известным учащимся, определить, чем он сходен и чем отличается. При дальнейшем ознакомлении учитель обращает внимание учащихся на логическую схему общих обзоров и страноведческих характеристик, значение рисунков, текстовых карт, схем и графиков.

Объяснительное чтение учебника, преследующее цель сообщения новых знаний, более глубокого понимания материала и привития навыков сознательного чтения текста, большое место занимает в IV классе. Проводится оно на первых уроках и при прохождении трудных тем в V—VI классах. Методика этой работы впервые разработана еще Д. Д. Семеновым и благодаря ему вошла в практику школы Кроме таких условий, как обеспеченность учебниками и дополнительной литературой, требуется умение учителя вовлечь в работу весь класс, а не каждого ученика в отдельности. Успех зависит от предварительной подготовки учителя: подобрать статью, выделить новые названия и термины для объяснения и записи, составить вопросы, подготовить дополнения и иллюстрации. Работа протекает следующим образом: выбирается статья, требующая объяснений и дополнений, делится на части, перед учащимися ставится задача и указывается порядок работы. После чтения каждой части новые слова (термины, названия) объясняются и записываются учителем на доске, а учащимися — в тетрадях. Учащиеся по очереди читают, отвечают на поставленные учителем вопросы и исправляют ошибки в чтении и ответах. Учитель руководит работой, вовлекая в нее всех учащихся, углубляет и дополняет их ответы интересными сведениями, демонстрирует стенные картины или средства интерактивна, учит комментировать рисунки. Если это необходимо, учитель показывает, как следует правильно и выразительно читать (сам читает статью или часть ее). После проработки текста учащиеся по заданию учителя пересказывают статью — сначала по частям, а затем один из учащихся излагает самое главное содержание. Такая длительная проработка текста занимает целый урок и необходима в начале каждого курса. В дальнейшем переходят к выяснению более общих вопросов в трудных статьях и занимают на объяснительное чтение не весь, а только часть урока; учащиеся ставят вопросы. В VII—VIII классах объяснительное чтение проводится реже — по трудным разделам, и главное внимание уделяется выяснению причинно-следственных связей, нахождению и выражению своими словами главных мыслей; эти задания ставятся и выполняются как самостоятельная работа. Для приучения школьников к углубленной самостоятельной работе над учебником проводится выборочное чтение текста с целью отбора и выделения необходимого материала для ответов на вопросы и выводов. Работа проводится по заранее подготовленным заданиям учителя, и результаты его проверяются тут же в классе.

Применяются следующие приемы (в порядке нарастания их трудности):

1) нахождение того или иного определения понятия;

2) нахождение ответа на вопрос, на который дан прямой ответ в учебнике;

3) нахождение ответа на вопрос, на который нет прямого ответа и требуется осмыслить текст;

4) нахождение в учебнике объяснения явления, установление связей и зависимостей;

5) составление тех или иных выводов, оценка условий.

На первых порах (IV—V классы) учитель сам дает план после рассказа, записывает на доске, предлагает учащимся прочесть статью и рассказать ее по данному плану. Затем они принимают активное участие в составлении планов под руководством учителя, который, задавая вопрос, помогает учащимся найти главную мысль, необходимые слова для ее краткого выражения. Выбираются наиболее удачные формулировки и записываются на доске и в тетрадях. При отборе статей для самостоятельной работы необходимо иметь в виду, что не все они пригодны для этой цели, так как не в каждой статье учащиеся смогут разобраться самостоятельно. Одни из них требуют предварительной разработки, демонстрации приборов, наблюдений. Она должна иметь, кроме внутренней законченности, ясный и стройный логический план, «прозрачный, легко уловимый учеником средних способностей» (Перовский Е.И.).

Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

• конспектирование;

• составление плана текста;

• тезирование;

• цитирование;

• аннотирование;

• рецензирование;

• составление справки;

• составление формально-логической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного);

• составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме);

• составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).

Учебник - важный источник знаний учащихся, если учитель научит учащихся пользоваться им.

Работа над текстом строится в зависимости от его характера. При изучении делового текста учитель концентрирует внимание учащихся на усвоении его содержания и тех сведений, которые в нем сообщаются.

В работе над художественным текстом учитель главное внимание уделяет восприятию и запечатлению в сознании учащихся ярких образов и картин, нарисованных автором, учит детей пользоваться художественными средствами при запоминании материала, оценивает качество и полноту восприятия художественного образа при проверке знаний. Такой подход к организации занятий будет способствовать развитию эстетического восприятия, образного мышления, обогащению речи школьников.

Существуют следующие приемы для достижения лучшего понимания материала с целью его более прочного запоминания:

1) составление плана, включающее и себя разбивку материала на части, группировку мыслей и выделение смысловых опорных пунктов, содержащих в себе существенное;

2) соотношение содержания текста с имеющимися знаниями, включающее новую систему знаний;

3) соотношение содержания разных частей текста друг с другом;

4) использование образов или наглядных представлений, занимательного материала;

5) изложение содержания текста на своем языке (по А.А. Смирнову). Использование на уроке данного метода нередко влечет за собой ряд проблем:

а) недооценка значения учебника — отсутствие систематической работы с ним;

б) неправильная оценка возможностей детей к самостоятельной работе, как следствие, невладение детьми приемами рационального чтения текста, выделения смысловых единиц и т.п., отсутствие систематического контроля за прочитанным, что снижает роль домашней самостоятельной работы;

в) переоценка роли учебника: сведение уроков к объяснительному чтению, без использования других средств обучения;

г) затруднения учителя в выборе рациональных способов работы с учебником — использование неэффективных приемов: заучить вывод, запомнить текст учебника, все приведенные в нем определения и тщательно его пересказать.

Работа с печатными источниками знаний не ограничивается только прочтением учебника. Обязательно эпизодическое использование и другой литературы: хрестоматий, тетрадей с печатной основой, учебных справочников, детской художественной и научно-популярной литературы.

Технология обучения приемам работы с учебником:

1) введение приема: объяснение его значения, ознакомление с его сутью (составом), основными действиями, показ образца выполнения;

2) усвоение: выполнение ряда заданий на использование приема с постоянным контролем со стороны учителя; задания на воспроизведение последовательности операций приема;

3) закрепление: самостоятельное применение детьми приема при выполнении сначала аналогичных заданий, затем сложных, и новой ситуации;

4) пост-закрепление: самостоятельную работу дома необходимо начинать с воспроизведения полученных на уроке знаний и умении.

Этапы организации работы с учебником:

а) прогнозирования: прочитать название темы и попытаться по нему представить, о чем пойдет речь;

б) установления связи с предыдущим материалом: вспомнить (бегло просмотреть) ранее изученный материал, вспомнить его содержание и попытаться определить связь с изучаемой темой;

в) работы с данным текстом: прочесть внимательно текст, параллельно выписывая непонятные слова и рассматривая иллюстрации; выделить главное, основные тематические блоки и составить по ним план текста;

г) лингвистичсского анализа: попытка объяснить новые, непонятные слова самостоятельно, с помощью словаря

д) вторичного прочтения: чтение текста с параллельным его соотнесением с пунктами плана;

с) закрепления: воспроизведение смысла текста по плану, затем без него вслух, про себя (для этого рекомендуется составлять план — алгоритм ответа, используя опорные образные схемы);

ж) вторичного закрепления: ответ на вопросы после текста, приведение своих примеров к прочитанному;

з) сопоставление прочитанной информации с имеющейся ранее и полученной на уроке.

Варианты работы с дополнительной учебной литературой:

I) чтение учащимися или учителем отрывков, статей на этапе изучения нового материала или обобщения;

2) устное сообщение детей о прочитанных фактах и явлениях, и том числе устное «реферирование» — подготовка детьми сообщения-«выжимки» по прочитанному;

3) краткая запись содержания книги (конспектирование);

4) составление справки по персонажу на основании прочитанного;

5) подготовка докладов — сообщений по заданной теме по нескольким первоисточникам;

6) фиксирование определений основных понятий в словаре;

7) зарисовка из первоисточников в тетрадях схем, иллюстрирующих изучаемые явления.

Технология работы с детской научно-популярной литературой:

а) определение темы литературного источника и связи ее с содержанием урока;

б) характеристика содержания литературного произведения, определение возможностей его использования;

в) учет объема текстового материала, времени его использования в учебном процессе;

г) четкое определение пели применения произведения и соответствующего этапа урока;

д) формулировка заданий детям до прослушивания произведения;

е) его чтение учителем или школьниками (параллельно возможна драматизация, использование кукол и др. атрибутики);

ж) беседа после работы с текстом с целью проверки усвоения;

з) обобщение и выводы.

В процессе работы с книгой формируются общие умения: свободно читать и понимать прочитанное, выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, составлять опорные конспекты (структурно-логические схемы), пользоваться дополнительной, справочной литературой, т.е. работа должна быть нацелена на смысловое освоение печатного материала ребенком.