Тема 5. Групповые формы работы как организация дифференцированного подхода обучения. Правила организации групповой работы

На сегодняшний день наше общество ставит перед человеком определённые задачи, такие как, довольно высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, и, наверное, самое главное, это умение разбираться в большом потоке информации, которой с каждым годом всё больше и больше. И именно эти перемены, которые происходят в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения обновленного содержания образования в Казахстане.

Одной из важнейших задач нынешней системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают умение учиться, самостоятельно добывать знания. Универсальные учебные действия – «это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

И здесь на помощь учителю приходит дифференцированное обучение. По определению Г.К. Селевко, «дифференцированное обучение это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых».

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это: создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента; комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. При дифференцированном подходе к обучению учитель может использовать несколько форм работы.

В.А. Крутецкий говорит, что дифференцирование – это деление на условные группы в соответствии с темпом продвижения, индивидуализация классных и домашних заданий и требований к их выполнению, вовлечение их в кружки и т.п. Основная задача педагогов и психологов – выявление условий, которые обеспечивали бы максимальное и всестороннее развитие способностей всех детей. Наряду с этим необходимо выявить школьников, которые обнаруживают глубокие интересы, склонности и способности в определённых областях, и создать им все условия для дальнейшего развития. В основе дифференцированного обучения лежит соображение о том, что все учащиеся должны полноценно усвоить некий минимум знаний по всем предметам (этот минимум определён государственными учебными программами), а сверх того могут более основательно и углубленно изучать отдельные предметы либо изучать предметы, не входящие в учебный план. Большие возможности для развития способностей представляют школы и классы с углубленным теоретическим и практическим изучением отдельных предметов (математики, физики, химии, биологии, иностранных языков), где учатся школьники, проявляющие интересы, склонности и способности к соответствующей области, а также школьные факультативные курсы. Важно подчеркнуть, что указанные школы и классы создаются для углубленного изучения предмета (они так и называются) учащимися, которые интересуются этим и желают этого.

В современной общеобразовательной практике чаще всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Дифференцированный подход в обучении при фронтальной форме организации учебного процесса фактически не осуществим. При индивидуальной работе применение дифференцированного подхода затруднено, т.к. наполняемость класса 27-32 человека (в условиях городской школы), не позволяет осуществить это. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения.

Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся - отсюда растущий интерес педагогов к этому виду учебной деятельности. Однако, по мнению некоторых ученых не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, по существу является коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной. Здесь следует различать такие понятия, как "деятельность в коллективе" и "коллективная деятельность". Сам факт присутствия в коллективе, возможность неформального контроля и сопоставления, невольной ориентации на других создает известную психологическую атмосферу, в той или иной степени влияющую на членов коллектива. И все-таки "факт присутствия" еще не есть коллективная деятельность. С последним высказыванием можно согласиться, т.к действительно коллективная деятельность детей на первых стадиях носит формальный характер. Только по внешним признакам можно коллективную деятельность назвать таковой.

Групповая работа – это прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Все ученики не доиграли в детстве. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Как и в любой игре, здесь существуют свои правила. Правила могут быть заранее выработаны и можно ими пользоваться в дальнейшем. Правила могут быть выработаны здесь и сейчас, т.е. только для работы над конкретной задачей. Можно правила пополнять. Правила вырабатываются совместно с учащимися. “Положение о групповой работе” утверждаются коллективно, а после утверждения этим правилам подчиняются все. Приведем примерное положение.

1. Групповая работа на уроке вводится во избежание бездумного списывания, которое приносит вред.

2. Каждый человек обладает индивидуальным типом мышления, соответственно у каждого лучше получаются различные этапы решения задачи, а также имеются разные подходы к решению.

3. Группа совместно обсуждает и решает, выдвигает идеи или опровергает их.

4. Каждый должен попробовать себя в роли Координатора, Скептика, Разработчика, Подателя идей.

6. Помните, что успех группы зависит от того, насколько каждый проявит свои достоинства.

7. Во время работы с уважением относитесь к товарищам: принимая или отвергая идею, делайте это вежливо. Помните, что каждый имеет право на ошибку.

8. Каждый член группы должен работать в полную меру своих сил.

Наверное, здесь следует прокомментировать некоторые пункты “Положения о групповой работе”. При подведении итогов каждый может сравнить свою работу с работой товарищей по группе, видеть тетради своих товарищей, слушать обоснования решения и анализ ошибок. Таким образом, расширяется фон для формирования самооценки каждого ученика. Поскольку в группе идет совместный поиск, то ошибочные ответы не пугают ребят, а заставляют искать новое решение. Растерянности при неверном решении не наблюдается. Ребята должны научиться понимать, что учение – это не усвоение готовых знаний и выводов, а процесс познания, который включает в себя и неверные решения.

Исследования, проводимые нами, показывают ряд преимуществ групповой работы:

• дает ученикам опыт разнообразного общения,

• создает на занятиях атмосферу непринужденного сотрудничества.

• без постоянного надзора со стороны учителя ученики высказываются свободнее.

Однако, как показывает практика, организация групповой работы не всегда проходит гладко: иногда бывает трудно добиться активности всех участников, часто говорящие не понимают друг друга. Грамотная организация групповой работы как формы дифференцированного обучения требует специального исследования механизмов совместной деятельности детей, возникающих в ней помех и затруднений, разработки принципов подбора групп. Чтобы проверить, как характер задания и подход к организации групповой работы влияют на конечный результат, мы провели эксперимент со школьниками.

В более узком смысле можно рассмотреть дифференцированный подход в организации групповой работы. Дифференцированный подход к распределению ролей в группе, к подбору заданий для каждой роли способствует личностному росту учащегося.

Алгоритм организации обучения в малых группах.

Понятием «малая группа» в педагогике обозначают относительно постоянную, небольшую по численности группу, члены которой пребывают в непосредственном взаимодействии друг с другом, что ведет к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. В условиях образовательного процесса, группа представляет собой объединение учеников с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и морально-воспитательных задач. Объединение учеников в группы может иметь как относительно постоянный, так и временный характер.

В учебном процессе количественный и качественный состав малой группы будет определяться не только учебной тактикой и стратегией формирования классного коллектива, но и умением правильно подобрать, дифференцировать задания для работы в этой группе. От того насколько грамотно будут составлены задания и материалы для работы группы во многом зависит успех всей групповой работы.

По мнению специалистов, большинство заданий следует обрабатывать именно в малых группах или парах, потому что ученикам лучше высказываться в небольшой по составу группе. Работа в малых группах дает возможность сэкономить время урока, так как отпадает надобность выслушивать каждого ученика в большой группе. Рассмотрим один из вариантов алгоритма организации работы в малых группах.

1. Объедините учеников в малые группы (4 – 6 человек).

2. Ознакомьте их с ролями, которые они могут выполнять.

Групповод (спикер, руководитель группы):

• зачитывает задание группы;

• организовывает порядок выполнения;

• предлагает участникам группы высказаться по очереди;

• поощряет группу к работе;

• подводит итоги работы;

• готовит доклад об итогах работы группы (или может назначить докладчика).

Секретарь:

• ведет записи результатов работы своей группы;

• записи ведет сжато и разборчиво;

• как член группы должен быть готовым высказать мнение группы во время подведения итогов или помощи докладчику.

Посредник:

• следит за временем;

• поощряет группу к работе.

Докладчик:

• четко высказывает мнение группы;

• докладывает о результатах работы группы.

3. Дайте каждой группе конкретное задание и инструкцию относительно организации групповой работы:

• можно высказываться сначала по желанию, а потом по очереди;

• необходимо придерживаться одного из правил активного слушания, если кто-то говорит, все слушают и не перебивают.

• следует стараться обсуждать идею, а не личности учеников, которые ее высказывают;

• следует сдерживаться от оценок и оскорблений участников группы;

• желательно стараться прийти в группе к общему мнению, хотя в некоторых случаях может возникать особое мнение, и оно имеет право на существование.

4. Выделите время на выполнение групповой работы. Во время групповой работы предоставьте каждой группе необходимую помощь.

5. Предложите группам представить результаты своей работы.

6. Прокомментируйте работу групп.

Плюсы и минусы групповой работы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Принципы групповой работы.

С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

1. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

2. Учитывать особенности состава группы.

3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т.е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

4. Распределять роли между участниками группы.

5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

Виды групповой работы.

Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках.

• Работа в парах.

• Мозговой штурм.

• Игра «Продолжи».

• Охота за сокровищами.

• Снежный ком.

• Мозаичная группа или Пазлы.

• Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

Мозговой штурм.

• Используется для генерации идей.

• Соблюдается жесткий регламент.

• Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

• После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

1. Он может контролировать.

2. Организовывать.

3. Оценивать работу учеников.

4. Участвовать в работе группы.

5. Предлагать участникам разные варианты решений.

6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

• сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;

• воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;

• уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;

• исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);

• оказывать давление на участников или мешать им высказываться.

• нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;

• нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;

• не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.

• и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Принципы выбора заданий для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

• задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

• задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

• задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

• задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.