Тема 5. Общие вопросы организации и проведения тестирования

1. Общие вопросы организации тестирования

При тестировании преподаватель должен выполнить вначале следующие основные условия:

1. Определить цель тестирования

2. Определить гипотезу тестирования.

3. Определить учебную модель тестируемого (обучаемого).

4. Определить педагогическую ситуацию (сценарий) тестирования.

5. Разработать план тестирования

6. Определить структуру теста.

7. Структурировать тест в соответствии с дидактическими целями и связями.

Затем необходимо выполнить нижеследующие практические правила тестирования.

Среднее время тестирования должно составлять не более 60–90 минут. Для гетерогенных тестов эта величина может увеличиваться в несколько раз.

Необходимо принимать меры к минимизации "привлекательности" использования подбора (ответов "наугад", так как вероятность угадывания обычно высока и составляет 0,2–0,25 для тестов закрытой формы, например).

Каждый тестируемый должен сидеть "без соседа".

Необходимо принять все меры против шпаргалок, списывания (например, "перемешиванием" одного и того же набора заданий внутри группы).

Обучаемые, имеющие одинаковый и достаточный опыт работы с тестами, должны быть помещены в одинаковую операционную обстановку. Например, проводить компьютерное тестирование знаний одних обучаемых, а знаний других обучаемых в "бумажном" варианте – недопустимо даже при полностью эквивалентных тестах.

Оценивающие тесты эксперты должны иметь четкие критерии оценивания (первичными баллами), а в случаях рассогласованности мнений двух экспертов, должен оценивать третий.

Обучающее, мотивационное тестирование может предусматривать возможность "пересдачи теста" (повышения баллов), но не более чем, например, 3 раза. Аттестационное (контролирующее) тестирование не должно предусматривать возможность "пересдачи теста".

Тест, соответствующий уровню подготовленности, существенно повышает точность измерений и минимизирует время индивидуального тестирования до 5 – 10 мин.

2. Особенности организации тестирования с использованием компьютерных программ

Процесс компьютерного тестирования должен обеспечивать: дружественность и мультимедийность интерфейса; интерактивность, возврат к пропущенным заданиям; систематичность.

Тестируемый должен быть уведомлен о количестве заданий в тесте и временных ограничениях.

У тестируемого должна быть возможность до начала аттестационного тестирования выполнить, по крайней мере, один раз демонстрационный тест с целью ознакомления с интерфейсом тестирующей программы и способами ввода заключений. Демонстрационный тест должен быть небольшим, содержащим не более чем по два задания различных форм и способов ввода заключений, встречающихся в аттестационном тесте. Содержание демонстрационного теста должно быть отвлеченным, простым и понятным тестируемому.

Во время тестирования на экране монитора должно располагаться только одно тестовое задание. Все элементы тестового задания должны отображаться на экране монитора. Для отображения элементов группы не должны использоваться раскрывающиеся списки.

Графическое изображение тестового задания не должно перегружаться излишними подробностями, а наиболее существенные компоненты рисунка должны быть выделены цветом, курсивом, полужирными линиями.

Способ ввода заключения должен быть прост и удобен. Введенное тестируемым заключение должно отображаться на экране монитора и быть понятно тестируемому.

Тестируемый должен иметь возможность:

• подтвердить окончание ввода заключения на задание; после подтверждения окончания ввода заключения, тестовое задание вновь не предъявляется и исправить введенное заключение невозможно;

• исправлять введенное значение до момента подтверждения окончания ввода заключения;

• неоднократно пропускать задание; пропущенное задание должно быть обязательно вновь предъявлено тестируемому; если время, отведенное на тест, закончилось, то все пропущенные задания засчитываются как задания с неверными выводами;

• самостоятельно устанавливать параметры информационного освещения процесса тестирования: длительность (или оставшееся время) тестирования, количество предъявленных (или оставшихся для предъявления) заданий;

• по окончании тестирования немедленно просмотреть результат: полученную оценку, длительность тестирования, общее количество заданий в тесте, количество предъявленных заданий, количество заданий с верными и неверными заключениями;

• в любой момент вызвать на экран монитора инструкцию по способу ввода заключения. Инструкция должна отображать информацию о способе ввода заключения на задание именно и только той формы, которая представлена в данный момент на экране дисплея.

Тестирующая программа должна обеспечивать адаптацию к качеству заключений каждого тестируемого и коррекцию меры трудности тестовых заданий.

Механизм оценивания поведения тестируемого должен обеспечивать заданную точность оценки и требуемую величину коэффициента доверия – верность (надежность) оценки.

3. Общие рекомендации испытуемому по прохождению тестирования

Испытуемому необходимо иметь информацию о предстоящем тестировании (резерв времени, структура теста, время и т.д.), достаточный набор соответствующих знаний и умений, т.е. иметь достаточную теоретическую подготовку и практическую тренировку.

Необходимо ориентироваться на разумный уровень. Например, нет смысла пытаться выполнить все задания сложной группы заданий С, если уровень подготовки – слабый, лучше успешно выполнить все задания группы А и разумного, т.е. выбранного в соответствии с лучше усвоенными темами минимума из группы В, которые обеспечивают получение положительной, а возможно, – даже хорошей оценки.

Важно научиться планировать время при тестировании.

Нахождение ответа нужно начинать с тестов более легких и продвигаться к тестам более сложным, в том порядке, как они указаны в тесте, т.е. в последовательности групп сложности А – В – С (внутри одной группы сложности заданий порядок ответа неважен).

Если встретилось задание, которое вызывает затруднения, лучше его пока временно пропустить и перейти к следующему заданию данной группы сложности, а после того, как все задания данной группы просмотрены, необходимо вернуться к пропущенным заданиям данной группы и попытаться еще раз их рассмотреть.

Если ответ к заданию построить "по знаниям" не удаётся, то следует применить метод последовательного, основанного не только на знаниях, но и на эвристиках, опыте, интуиции, исключения неверных ответов.

Каждый раздел, каждую тему завершайте не только решением задач, но и самотестированием.

В тестировании часто важно не только знание предмета (отдельных квантов знаний), но и умение быстро находить правильный выбор, связывать эти кванты.

Важно проводить анализ результатов тестирования и корректировать процесс обучения с целью улучшения характеристик его качества.

Немаловажен при подготовке к тестированию правильный выбор учебно-методической литературы – от учебников до интернет-ресурсов.

4. Стандартные правила поведения учащихся во время экзаменационного компьютерного тестирования

При нарушении дисциплины администратор (учитель) имеет право удалить нарушителя с сеанса тестирования. Вопрос о пересдаче решается в обычном порядке. При нарушении п.6 повторная передача не разрешается.

1 Запрещается вносить в компьютерный класс мобильные телефоны и иные гаджеты. На компьютерном столике не должно быть посторонних предметов.

2 Не допускается наличие учебных и справочных материалов во время сеанса тестирования.

3 Переговоры между учащимися, хождения, самовольный переход к другому компьютеру запрещены. Переход к другому компьютеру возможен лишь по разрешению администратора (учителя) в случае возникновения технических сбоев или неисправностей.

4 С вопросами, не касающимися содержания учебного материала, следует обращаться к консультанту или администратору компьютерного класса (учителю), предварительно подняв руку, чтобы не отвлекать других испытуемых во время тестирования.

5 Выходить из компьютерного класса во время сеанса тестирования не разрешается.

6 Категорически запрещено выполнять перезапуск тестирующей программы и перезагрузку компьютера.